Что такое семейная гостиная. Семейная гостиная "дружная семья"

Семейная гостиная как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов способствующая просвещению и укреплению семейных ценностей .

Педагог-психолог,

воспитатели,

музыкальный руководитель,

старший воспитатель Н. П Озерина,

МОУ детский сад № 000

Команда педагогов хотела бы представить опыт работы с родителями в форме семейной гостиной, где дети, родители, педагоги являются активными участниками встречи, создателями единого воспитывающего, эмоционально благополучного образовательного пространства для развития гармоничной личности ребенка.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

К сожалению не все родители осознают это предназначение, не обладают достаточными знаниями и навыками эффективного взаимодействия с детьми. Семья в наше время становится нестабильной, конфликтной, разрушается культура семьи, теряются навыки материнского и родительского поведения. Педагоги, сталкиваясь с проблемами ребенка, понимают, что за ним стоит его семья и вместе они составляют единое целое. И чтобы помочь нужно входить в контакт с этим сложным организмом и влиять на него. Как это осуществить в современных условиях общественного воспитания, учитывая особенности современной семьи?

В течение веков в России общество вырабатывало систему воспитания и обучения детей, подростков, молодежи. Она должна была обеспечить передачу жизненно необходимых трудовых навыков, знаний о природе, человеке, окружающем мире. Целью неписанной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, семьи; предполагалось также привить умение правильно использовать досуг. Эта система готовила и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов социума.


Именно поэтому педагоги в наше время ищут новые подходы и методы использования национальных ценностей народной педагогики

Одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ является возрождение семейно-родовых ценностей, традиций и культуры родного края. Мы ставим для себя задачу выбрать и представить то, что составляет непреходящую ценность, что сохранилось, считалось важным, что предавалось будущим поколениям вопреки реальным будням. Мы обращаемся к золотому фонду культуры, к кладезю мудрости, опыта, хранителю национального сознания.

В сложившейся системе работы ДОУ используются разнообразные формы взаимодействия детей, педагогов и родителей – это семейные календари, газеты, выставки поделок, проекты, родительские клубы, викторины, гимнастика с мамами, эстафеты. В последние годы популярными стали семейные гостиные, в которых участвуют все – дети, их родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, творческая команда детского сада.

Семейная гостиная - это альтернатива родительскому собранию, в которой психолого-педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников, самих воспитанников и педагогов.

Цели и задачи семейной гостиной:

Просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста в лучших традициях русской культуры и современной психолого-педагогической практики.

· Информирование родителей о закономерностях развития детей дошкольного возраста, об эффективных стратегиях внутрисемейных отношений.

· Содействие развитию творческого взаимодействия детей и взрослых, в процессе подготовки и проведения семейной гостиной.


· Получение опыта позитивного, интересного общения детей, родителей, педагогов.

· Презентация опыта семейного воспитания в организации досугов, сохранения истории семьи, продолжения семейных традиций.

· Актуализация воспитательного потенциала семьи через совместную деятельность.

Семейная гостиная дети-родители-педагоги решает 3 важные функции:

1.Познавательная функция. Получение знаний становится инициативой

самого человека, упор делается на самообразование.

2. Коммуникативная функция - это общение. Доброжелательная среда формирует добровольные, открытые, эмпатийные взаимоотношения .

3. Преобразовательная функция - это творческий подход в решении проблемы.

Мы разработали содержание 5-ти семейных гостиных, в которых мы основываемся на опыт традиционного русского воспитания и на теорию и практику современно и психологии:

1) «Играйте вместе с нами: семейный театр!»

2) «Как мы трудимся: посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер!»

3) «Наши самые родные: посвящение семье!»

4) «Любимым мамам и бабушкам: хранительницы семейного очага!»

5) «Мужчины моей семьи: русские богатыри!»

Структура встреча в семейной гостиной:

l Встреча-вступление

l Выступления родителей и детей с опытом семейного воспитания (театр, песня, стихи, газета, мультимедийная презентация, видеоролик).

l Совместная деятельность детей и взрослых.

l Ритуал расставания, совместная фотография

Семейная гостиная способствует взаимопроникновению и взаимовлиянию образовательного пространства ДОУ и семьи, созданию оптимально-благополучных условий для воспитания и развития личности ребёнка. В качестве критерий оценки успешности встреч в семейной гостиной для нас стали позитивные изменения во взаимоотношениях родителей с детьми: понимание и доброжелательность; интерес родителей к совместному творчеству в семье и детском саду; инициативность, находчивость и фантазия детей и родителей в подготовке к встрече; активное участие в семейной гостиной.

Команда детского сада находится в постоянном поиске форм работы с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества, включения родителей в воспитательно-образовательный процесс. На протяжении ряда лет мы сотрудничаем с в рамках программы «Воспитание маленького волжанина», образовательной программы для родителей «Мудрая мама» и одной из самых привлекательных сторон этого сотрудничества - возможность принципиального изменения взаимоотношений детского сада и семьи. Мы понимаем, что путь этот труден и не все всегда получается, но радостно осознавать, что преодолеваем эти трудности мы вместе, с семьями наших воспитанников, и сейчас нам есть чем гордиться.

Мы не останавливаемся на достигнутом, мы стремимся и делаем многое для взаимного обогащения друг друга всем самым лучшим, ценным в воспитании и развитии наших детей. И в этом поиске мы не одни, с нами мамы, папы, бабушки, дедушки наших воспитанников, мы – семья.

Галина Кобзева
Семейная гостиная как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей

Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг.

В соответствии с Законом Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка.

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г., который отвечает новым социальным запросам, и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад " для их равноправного и заинтересованного партнерства.

Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями (законными представителями) и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Кроме того, понизился авторитет детских учреждений, так как появилось множество организаций дополнительного образования, где, как считают родители, готовят к школе и занимаются лучше, чем в детском саду. Большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых также является причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей.

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду ? Как сделать родителей (законных представителей) активными участниками воспитательного процесса?

В настоящее время практикой дошкольных образовательных учреждений накоплено многообразие нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников . Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.

Наш детский сад не является исключением. Коллектив ДОУ постоянно проводит планомерную целенаправленную работу с родителями (законными представителями) воспитанников, в которой решаются следующие задачи :

Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

Объединение усилий для развития и воспитания детей;

Создание атмосферы взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров.

Проанализировав методическую литературу, опыт коллег разных ДОО по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей , было решено организовать в ДОУ клуб для родителей (законных представителей) «Семейная гостиная » . Именно здесь происходит общение в неформальной обстановке на интересующиеся темы. Клуб объединяет разные формы взаимодействия детского сада и семьи . Тематика работы клуба планируется на учебный год, конечно, учитываются запросы родителей (анкеты, беседы) . И главное, это диалог в ходе которого, все участники приходят к разрешению заявленных проблем. Опытом своим делятся не только педагоги, но и родители.

Основными направлениями деятельности клуба являются оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания , повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.

При организации заседаний используются разные формы : круглый стол, тренинги, беседы, практикумы, видеоматериалы по организации жизни детей в ДОУ и семье . За чашкой чая родители получают квалифицированную помощь специалистов дошкольного учреждения : заведующего ДОУ, педагогов, музыкального руководителя, ст. медсестры. Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования.

Темы заседаний «Семейной гостиной » :

1. «Добро пожаловать в детский сад» (обсуждение вопросов адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения);

2. «Закаляйся, если хочешь быть здоров» (знакомство с методами закаливания, опыт оздоровления ребенка в семье );

3. «Играем пальчиками, развиваем речь» (развитие мелкой моторики через разные виды деятельности) ;

4. «Ребенок за столом» (все о правильном и здоровом питании ребенка раннего возраста) и др.

На сегодняшний день взаимодействие дошкольного учреждения с семьей требует инновационного подхода. Поэтому в работе клуба используется проектная деятельность :

1. Проект «Мой выходной день» : результат - презентация семейных проектов ;

2. Проект «Мой родной поселок» - создание фотогазеты;

3. Проект «Мы счастливы, потому что мы вместе» - презентация семейных проектов и создание фотогазеты и др.

Обязательно проводим практические занятия :

1. «Мы любим играть» - семинар – практикум, на котором родителей обучали играть с малышами в сюжетно – ролевые и дидактические игры;

2. «На улице – не в комнате, вы все об этом помните!» - семинар – практикум, на котором был представлен материал по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улицах.

За период функционирования «Семейной гостиной » самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию : были проблемы с посещением, их низкой активностью. Причины самые разные : нехватка времени, ощущение несостоятельности, неуверенности, непонимание важности вопроса - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками.

Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм , практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствует заинтересованности родителей к посещению гостиной .

На заседаниях «Семейной гостиной » педагоги много рассказывают родителям о различных опытах семейного воспитания и привлекают к этому родителей. На аудиторию родителей большее влияние оказывает то, что о положительном опыте жизни и воспитания детей в семье рассказывает не педагог, а другие родители. К указаниям и требованиям воспитателя они могут отнестись скептически, с некоторым недоверием. Их больше убеждает, когда об этом же рассказывают сами родители, реализовавшие в своей семье определенное направление в воспитании и развитии своего ребенка, испытавшие их целесообразность и добившиеся положительных результатов. Родители легче делятся своими успехами, трудностями, сомнениями, маленькими секретами и изюминками семейного воспитания друг с другом, вместе ищут выход из проблемных ситуаций. Выступления родителей с живым интересом просматриваются и выслушиваются на собраниях, вызывают обсуждения, будят мысли и способствуют обмену опытом семейного воспитания .

Поэтому мы, педагоги, должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка . Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей .

Критериями эффективности работы клуба , на наш взгляд, являются :

Высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,

Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,

Положительная оценка родителями (законными представителями) деятельности клуба;

Предложения о дальнейшем сотрудничестве.

Современные формы работы с семьями воспитанников , в соответствии с новой философией взаимодействия ДОУ и семьи , имеют неоспоримые и многочисленные преимущества, это :

Открытость дошкольного образовательного учреждения;

Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на взаимодействие по воспитанию детей ;

Активное участие родителей (законных представителей) в образовательном процессе ДОУ;

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников.

А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие ! Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты, позиция родителей становится более гибкой. Своей работой педагоги ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Теперь они не только зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка.

Литература :

1. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа :

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158429

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

4. Бражицкая, А. А. Формы взаимодействия ДОУ с родителями [Текст]: / А. А. Бражицкая, Е. В. Корнеева // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV междунар. науч. конф. - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 28-31.

5. Березина В. А, Виноградова Л. И. Волжина О. И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания : Программы родительского всеобуча. С. -Пб.: Каро, 2005.

6. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.

7. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития [Текст]: методическое руководство для работников ДОУ / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.

8. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. - М. ;Просвещение,2015.-126с.

9. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст] : пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.

Воспитание ребенка – это сложный процесс, за который в полной мере несут ответственность родители. Однако когда дети подрастают и отправляют в ясли, детский сад и школу, к процессу их воспитания подключаются и педагоги. Ошибочно в этот момент большая часть родителей думает, что с этого момента можно расслабиться, ведь теперь воспитатели и педагоги должны прививать нормы, ценности и знания их детям. По последним социологическим исследованиям установлено, что самоустранение родителей из воспитательного процесса в большинстве случаев приводит к развитию детской безнадзорности, что приводит к асоциальному поведению детей (начало ранней половой жизни, детский алкоголизм, преступность, наркомания и т. д

Задача педагогов на любом уровне, будь то детский сад или школа, донести важность участия и координации деятельности, направленной на обучение и воспитание дошкольников и школьников.

Выбор формы работы педагога с семьей должен базироваться на типологии личности родителей, которые классифицированы следующим образом: Первая группа. Родители – помощники учителя. К этой группе относятся семьи, где уважают традиции, имеют активную жизненную позицию и всегда ответственно подходят к поручениям учебного учреждения. Вторая группа. Родители – потенциальные помощники учителя. Как правило, это семьи, которые готовы выполнить поручение учебного учреждения, если их об этом попросят в открытую и аргументируют свою просьбу. Третья группа. Родители, не оказывающие помощи учителю. Родители этой группы игнорируют учебный процесс и отрицательно относятся к учреждению и педагогам. В этой группе можно выделить семьи, где негативное отношение к учебному учреждению скрыто, и те, где родители заявляют об этом открыто.

Выбирая форму работы с семьей, важно учесть следующее: Семьи первой группы – это надежная опора при создании родительского коллектива, они играют большую роль при формировании общего мнения и принятии решений. Семьи второй группы – это люди, которые охотно идут на контакт и готовы принять участие в процессе воспитания и учебы только тогда, когда педагог детально объяснит их действия и смысл реализации тех или иных функций. Семьи третьей группы – это люди, с которыми трудно вести беседу, а привлечение их должно начинаться с просьб, которые не будут занимать у них много времени и сил, что позволит постепенно приобщить их к общему процессу.

Педагогические беседы Пожалуй, данная форма работы с семьей является самой распространенной и доступной, но одновременно и одной из самых эффективных. Данная форма также может служить как дополнение к другим формам, таким как родительские консультации, собрания и т.п.

Открытые занятия Данная форма помогает родителям увидеть своими глазами, как воспитываются их дети, и побывать, так сказать, внутри самого учебного процесса. Педагог за время этого занятия должен вовлечь в общение всех учащихся и тем самым дать возможность родителям со стороны понаблюдать за своим чадом: как дает ответы, насколько хорошо себя ведет и т. д.После окончания открытого занятия можно обсудить ход его проведения с родителями. Благодаря этому можно понять, какой же является их обратная реакция.

Посещение семей Эта индивидуальная форма работы с семьями предполагает, что педагог посещает ребенка на дому. Это крайняя форма, прибегать к которой следует только в самых сложных ситуациях.Однако не всегда педагог может посещать семьи на дому только для того, чтобы обсудить серьезные проблемы. В некоторых ситуациях приход педагога в дом может быть и радостным событием. К примеру, если ребенок заболел, то учитель может навестить его, заодно пообщаться с родителями и своими глазами увидеть, как организовано его место для обучения в доме.

Выбор формы работы с семьями – это важный момент в общении с родителями, ведь за счет них обеспечивается плодотворность взаимодействия, от которого в последующем зависит уровень образования и воспитания ребенка. Каждый педагог самостоятельно определяет для себя форму, однако это должно быть аргументировано и находить обратную связь от родителей.

Рубцова Анна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР -д/с №108"
Населённый пункт: г.Сыктывкар, Республика коми
Наименование материала: статья
Тема: "Семейная гостиная -как эффективная форма работы с родителями"
Дата публикации: 28.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Статья из опыта работы по взаимодействию с семьями по теме

«Семейная гостиная» - новая и эффективная форма работы с родителями

в МАДОУ в рамках проведения тематических недель и проектов.

Новая и эффективная форма работы

с родителями в МАДОУ - «Семейная

гостиная»

совместная

взаимодействия

музыкального

руководителя Романовой Натальи Владимировны, воспитателя Рубцовой Анны

Васильевны,

родителей группы № 11

в рамках проведения тематических

недель и проектов.

Семейная

го с т и н а я

возможно сть

родителя м

н ау ч и т ь с я

взаимодействовать

ребенком

музыкально-художественной

деятельности,

совместную

музыкально-театрализованную

деятельность понять его чувства и переживания, увидеть достижения своего

продемонстрировать

творческие

способности

р од и т е л е й

музыкально-художественной деятельности.

проводимые

форме музыкальных

праздников,

позволяют

организовывать

равноправное

родителей

музыкально-

художественной,

театральной

деятельности.

р е з ул ьт а т е

т а к о г о

взаимодействия

родителями

происходят

положительные

изменения

отношениях.

Детско-родительские

отношения

приобретают

конструктивный характер. Это особенно важный результат работы семейной

гостиной.

Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены

привлеченные

специалисты

(педагог-психолог,

медицинские

работники,

изодеятельности

встречам

семейной гостиной готовятся все участники: педагоги, дети и родители.

Положительный

эмоциональный

удовлетворения от совместной музыкально-художественной деятельности

помогают создать музыкальные игры с детьми и родителями, выступления

родителями

родителей

выставки

детского

творчества, музыкальное оформление. Но главное – это общий настрой всех

участников.

Итоговые мероприятия, проведенные в рамках работы семейной гостиной:

«День Матери» (ноябрь, 2015)

праздника

«Воспевание

женщины-матери,

женщины-рукодельницы, женщины-хранительницы семейного очага». В ходе

родители

удивляют

творческими талантами. Вок. ст. мал. «Домисолька» радовала своих мам

чудесными песнями, папы рисовали мамин портрет на воздушных шариках,

были выступления семейного дуэта «Вдохновения», а так же вок.гр.мам

«Берегиня».

«Рождественские встречи» (январь, 2016)

«Широкая масленица» (апрель, 2016)

Основная цель этих праздников – это возрождение забытых национальных

ценностей, погружение в истоки национальной культуры.

«Мамин день» (март, 2016)

концерта,

родители

порадовали

присутствующих

концертной программой, в которой принимали

участие не только дети и

родители, но и бабушки были активными участниками. Тепло и с восторгом

воспринимали зрители номер семейного вокального ансамбля «Элис».Свой

номер представила танцевальная группа мам «Сударушка». Дети с восторгом

и гордостью смотрели на своих замечательных мам в танце. Благодаря таким

мероприятиям дети и их родители погружаются в разные формы музыкально-

художественной деятельности.

Конкурс – шоу «Минута Славы» (май, 2016).

зрелищное

мероприятие

выявление

творческих

способностей

родителей

деятельности (танец, песня, чтение собственных стихов, различные виды

фигурное

тхэквондо,

художественная

гимнастика,

акробатика, а также иллюзионисты-фокусники). Эти способности надо было

представить через музыкально-художественную деятельность. Результатом

родитель

«Вечер поэзии» (октябрь, 2017).

Самым эмоциональным и трогательным стал «Вечер поэзии» - основной

которого

проявление

родителями

литературного

творчества

музыкально-художественную

деятельность.

посвященные

танцевали

«Домисолька» дарила свой музыкальный подарок мамам – песня «Смешной

человечек»-солист

Лужецкий.

придуманы

муз.конкурсы

различные

Подарком

аппликация созданная детьми «Птица счастья».

семейной

гостиной

признание

стороны детей, родителей, педагогов МАДОУ.

Проект в старшей группе, совместный с родителями, на тему «Воспитание сказкой»

«Сказка неотделима от красоты, способствует
развитию эстетических чувств, без которых немыслимо
благородство души, сердечная чуткость
к человеческому несчастью, горю, страданию.
Благодаря сказке ребенок познает мир
не только умом, но и сердцем»
(Сухомлинский В. А.)

Актуальность
Актуальность выбранной темы проекта обусловлена тем, что у моих воспитанников - детей группы наблюдется низкий уровень интереса к русской народной сказке, так как в семье отдается предпочтение просмотрам зарубежных мультфильмов, а русская народная сказка, особенно в книжном варианте, остается забытой и практически не участвует в воспитании детей. Данный печальный факт подтвердило и анкетирование родителей, показавшее, что в семье чтению сказок и детских книг, уделяется недостаточно времени. Поэтому, актуальной становиться задача - объединение усилий педагогов и родителей по привитию и сохранению устойчивого интереса у детей с ЗПР к русской народной сказке и определение её средством воспитания, развития и обучения дошкольников. Как, воспитатель детского сада, на протяжении многих лет в своей работе активно использую древний педагогический метод – сказкотерапию, и считаю его особенно эффективным в работе с детьми, так как сказка является увлекательным, интересным, доступным, ненавязчивым средством, способным решить целый спектр задач духовно-нравственного содержания:
познание окружающего мира, расширение представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности;
развитие психических процессов: память, речь, наглядно-действенное и образное мышление, зрительное воображение, слуховое восприятие, внимание;
формирование коммуникативных навыков, межличностных отношений;
развитие умений анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
развитие речевого творчества с учетом индивидуальных способностей детей;
формирование нравственных качеств: дружба, доброта, уважение, честность, взаимопомощь, ответственность.
формирование умения оценивать поступки окружающих людей, на примере сказочных героев;
формирование семейных ценностей: уважение и любовь к родителям, к семейному очагу, родной природе, Родине; формирование начала гражданственности.
формирование представлений о многообразии литературных жанров: авторские сказки, народные сказки; русские народные сказки.
формирование умений сотрудничества в коллективном труде, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.

Одно из основных направлений современной педагогики нацелено на формирование у дошкольников духовно-нравственных качеств, в том числе и у детей с задержкой психического развития. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением культурных традиций, исторической преемственности поколений и воспитанием бережного отношения к историческому наследию России.
Одно из ценных наследий и сокровищ россиян – это русская народная сказка, которая одновременно является благодатным и не заменимым источником воспитания ребенка-дошкольника. Ведь дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному, а также это возраст, когда в нем закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д. Если сказка правильно подобрана и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей и будет способствовать формированию духовной нравственности в сознании маленького человека. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о взаимоотношениях в семье, о трудолюбии и взаимопомощи; о связи человека с природой, с предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, дружба и предательство, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, то есть доступная пониманию ребенка. Русские народные сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными, а вызовет желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к познанию. В результате сопереживания, познания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких читателей.
На современном этапе ДОУ активно решает задачи по духовно- нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в её становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослому ребенок приобретает первый социокультурный опыт, к сожалению не всегда положительный.
Сказка, как древний метод педагогического воздействия ненавязчиво учит детей различать добро и зло, помогает усваивать нормы и правила поведения в обществе, формирует семейные ценности. С помощью народных сказок дети получают первичную информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Любая форма работы со сказкой изначально ориентирована на социально-педагогический эффект, то есть - обучает, воспитывает, развивает, побуждает к деятельности и даже лечит. Поэтому русская народная сказка должна входить в жизнь каждого ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и остаться с ним на всю жизнь. Данному проекту определена важная роль и место в образовательном процессе, так как он направлен на признание родителями моих воспитанников, русской народной сказки - важным «помощником» в обучении и воспитании дошкольников; в понимании, что сказка – это не только развлечение, но и извлечение положительного урока.
Условия реализации проекта:
Активное участие всех детей, родителей и педагогов старшей группы в реализации проекта.
Продолжительность проекта: долгосрочный (6 месяцев).
Тип проекта: творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность проблемы: У детей старшей группы наблюдается низкий уровень интереса к русской народной сказке.
Объект исследования: осуществление практических мероприятий по приобщению детей к русской народной сказке.
Предмет исследования: процесс формирования у детей старшей группы З интереса к русской народной сказке.
Название итогового мероприятия, форма: спектакль совместный с родителями «Воспитание сказкой».
Цель проекта: Формирование устойчивого интереса и воспитание любви к русским народным сказкам, как средству духовно-нравственного развития дошкольников.
Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие на НОД и в свободное от занятий время, а также дома совместно с родителями.

Задачи проекта:
Для детей:
Обучающие:
1.Учить детей внимательно слушать сказки (чтение книг, аудиозаписи) и отвечать на вопросы по содержанию сказки.
2. Учить детей характеризовать сказочных героев, оценивать их поступки.
3. Учить детей пересказывать русские народные сказки с помощью мнемотаблиц.
4. Учить детей собирать разрезные картинки по сюжетам русских народных сказок; узнавать сказки, рассказывать их.
5. Обучать с помощью сказок диалогической и монологической видам речи.
6. Обучить складыванию фигурок оригами – героев русских народных сказок.
7. Обучать навыкам владения различными видами театра: настольный, пальчиковый, би-ба-бо, театр-оригами.
8. Закреплять умение определять количество слогов в слове с помощью дидактической игры по мотивам русских народных сказок – «Найди нужный домик».
9. Закреплять счет в пределах 10 с помощью дидактической игры по мотивам русских народных сказок – «Сосчитай героев сказки».
10.Учить детей рассказывать сказки с помощью различных видов театра: настольный, пальчиковый, бибабо, театр-оригами.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику посредством настольных дидактических игр, складывания фигур оригами, различных видов театра.
2.Развивать способность подражать сказочным героям (звукоподражание, жесты, мимика).
3. Развивать творческие способности детей и родителей через различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и др).
4. Развивать память, речь, слуховое восприятие, фантазию, воображение.
5. Развивать познавательные способности детей (экспериментировать, наблюдать, описывать, сравнивать).
Воспитательные:
1. Прививать детям любовь к чтению русских- народных сказок.
2. Формировать у детей интерес к драматизации русских народных сказок.
3. Воспитывать у детей чувство сострадания к положительным сказочным героям.
4.Формировать нравственные качества: доброту, сострадание, взаимопомощь, дружбу, коллективизм, честность.
5. Формировать у детей дружеские взаимоотношения в группе.
6. Воспитывать уважительное отношение к маме, родителям, к своей семье.
7. Воспитывать у детей бережное отношение к книге.
Для родителей:
1. Создать благоприятные условия для развития ребенка в семье – сбор детской библиотечки сказок.
2. Сформировать потребность в систематическом семейном чтении сказок.
3. Сформировать привычку обсуждать с ребенком прочитанное
художественное произведение.
4. Принять активное участие в творческих выставках по теме проекта.
5. Самостоятельно развивать дома совместное творчество с детьми.
6. Развивать способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
7. Интересоваться жизнью группы своего ребенка, принимать в ней активное участие.
8. Принять участие в изготовление атрибутов к спектаклю «Старая сказка на новый лад».
Для педагогов:
1. Развивать творческий потенциал каждого ребенка;
2. Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.
Направления работы по проекту
1. Методическая работа педагогов:
Анализ проблемы; подбор литературы по теме проекта, выбор методов работы над проектом; разработка плана работы по проекту, разработка анкет; обобщение опыта работы над проектом.
2.Формы работы с детьми в ДОУ:
Решение поставленных задач через практическую деятельность: НОД, беседы, чтение и слушание сказок, драматизация, игра, продуктивная деятельность в вечернее время.
3.Формы работы с родителями: привлечение родителей к участию в проекте с помощью бесед, информационно-наглядной агитации; организация практической деятельности.

Ход работы над проектом.

1 этап проекта - организационно-подготовительный Сотрудничество с родителями:
1. Анализ проблемы.
2. Подбор и обзор литературы по теме проекта.
3. Разработка плана работы по проекту.
4. Подбор методов работы над проектом.
5. Разработка анкет для родителей на тему: «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».
6. Разработка консультаций для родителей на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств с помощью русских народных сказок», «Какие сказки читать ребёнку на ночь?»
7. Беседа с родителями о серьезной проблеме в воспитании детей и необходимости реализации проекта.
8. Анкетирование родителей. Подведение итогов анкетирования.
9. Заинтересовать родителей предстоящей работой над проектом.

2 этап проекта – практический
1. Формы работы с детьми:
1 . Чтение русских-народных сказок перед сном, в вечерние часы. Беседы по содержанию сказок.
2. Беседы с детьми на темы: «Какие сказки мне читали дома», «Сказки - добрые друзья», «Мои любимые сказки», «Мой любимый сказочный герой».
3. Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок («Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Лиса и волк», «Царевна-лягушка» и др).
4. Чтение сказок с использованием театров: настольного, пальчикового, бибабо.
5. Обучение детей рассказыванию сказок, с помощью мнемотаблиц.
6. Внесение новых дидактических игр по мотивам русских народных сказок. Обучение игре с учетом индивидуальных возможностей детей.
7. НОД - рисование, лепка, аппликация на темы: «Герои русских народных сказок»
8. Игры-драматизации по сказкам «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок».
9. Раскраски по сюжетам русских народных сказок (в вечерние часы).
10. Распределение и разучивание ролей для спектакля «Старая сказка на новый лад».
11. Экспериментальная деятельность «Строительство избушки для Лисы из ледяных кубиков».
12. Лепка «Мебель для трех медведей», «Посуда для трех медведей»;
13. Конструирование. Обучение детей технике оригами-создание сказочных героев для театра «Оригами».
14. Драматизация сказки «Теремок» для родителей группы (театр Оригами).
15. Викторины по мотивам русских народных сказок.
16. Участие детей в интернет-конкурсах на тему «Сказки».
17. Этические беседы о дружбе, взаимопомощи на основе сказок, слайдпрезентаций, иллюстраций.
18. Участие детей в литературной викторине ДОУ «Путешествие по сказкам».
19. Экскурсия в библиотеку МАДОУ, детскую городскую библиотеку.
20. Строительные игры «Избушки для зайчика и лисы»; «Теремок для зверей», «Мебель для трех медведей».
21. Корригирующая гимнастика на оздоровительной дорожке «Сказка Теремок».

2. Формы работы с родителями:
1. Акция с участием родителей группы по сбору русских народных сказок для групповой библиотечки - «Подарите детям сказку».
2. Создание домашних библиотечек сказок.
3. Совместное творчество детей и родителей – участие в выставке «Мой любимый сказочный герой».
4. Обучение родителей технике оригами для создания домашних театров (Мастер-класс).
5. Совместное творчество детей и родителей – создание книжки-самоделки на тему: «Моя любимая русская народная сказка».
6. Изготовление оздоровительной дорожки по сказке «Теремок».
7. Изготовление атрибутов к спектаклю «Воспитание сказкой».
8. Участие родителей в спектакле (роль Волка).
3 этап проекта – заключительный
1. Итоговое мероприятие проекта – Спектакль с участием детей и родителей «Старая сказка на новый лад».
2.Обобщение опыта по реализации проекта.
3. Размещение информации о проекте на сайте ДОУ.
4. Вынесение благодарности родителям, принявшим активное участие в проекте.
5. Опрос родителей о результате совместного проекта.

Продукт проекта:
1. Большинство родителей осознали значимую роль русской народной сказки в воспитании детей.
2. У детей возрос интерес к чтению русских народных сказок; дети
научились внимательно слушать сказки и отвечать на вопросы по их
содержанию.
3. Родители создали и пополнили домашние библиотечки русскими народными сказками.
4. Большинство детей научились характеризовать сказочных героев, оценивать их поступки.
5. Часть детей научилась пересказывать русские народные сказки с помощью мнемотаблиц.
6. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились собирать разрезные картинки по сюжетам русских народных сказок; узнавать сказки, рассказывать их.
7. Большинство детей научились исполнять диалоги и монологи самых известных сказок: («Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Заюшкина избушка»).
8. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились складывать фигурки оригами – героев русских народных сказок.
9. Дети стали бережнее относится к книге.
10. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились определять количество слогов в слове с помощью дидактической игры по мотивам русских народных сказок – «Найди нужный домик».
11. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились соотносить количество сказочных героев на картинке с соответствующей цифрой в пределах 10 с помощью дидактической игры по мотивам русских народных сказок – «Сосчитай героев сказки».
12. У детей сформировался устойчивый интерес к игре с использованием различных видов театра, к драматизации сказок.
13. Часть детей научилась рассказывать сказки с помощью различных видов театра: настольный, пальчиковый, бибабо, театр-оригами.
14. У детей стали активнее проявляться нравственные качества по отношению друг другу: доброта, сострадание, взаимопомощь, дружба, коллективизм, честность.
15. В группе пополнилась предметно - развивающая среда: библиотечка, дидактические игры, мнемотаблицы, поделки, книжки-самоделки, игрушки-сказочные герои, театр оригами.
16. Дети и родители были вовлечены в совместную творческую деятельность.
17. Дети, задействованные в спектакле, выучили слова героев.
18. Большинство детей научились конструировать, рисовать, лепить по образцу воспитателя предметы и героев из русских народных сказок.
19. В группе укрепились взаимоотношения между детьми.
20. Дети и педагог получили дипломы победителей интернет-конкурсов на темы «Русские-народные сказки».





- Театр бибабо;
- Настольный театр;
- Пальчиковый театр;
- Театр оригами;



- Ширма;

- Уголок ряженья.


2. Методическая литература:
- «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Книга 1 / Под общей редакцией С.Г.Шевченко.
- Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика., под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г
- «Ознакомление детей с художественной литературой»;
- « Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет» (Хрестоматия);
- «Воспитание сказкой» - Л.Б. Фесюкова;
- «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» - Т.И. Петрова.
- Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. , Лабиринт, 2015 г.

Итоговое мероприятие к проекту: Спектакль «Сказка на новый лад «Волк и семеро козлят»
Автор (воспитатель 1): В мире много сказок, грустных и смешных И
прожить на свете нам нельзя без них. Впрочем, сказочки начало вышло
старомодное,
вот и песня зазвучала, ну почти народная:
Коза (воспиатель 2): Ой, козлятушки, вы ребятушки, остаетеся вы без матушки
В поле я иду за капустою, может волк прийти, сердцем чувствую. Надо сидеть, слышите вы, тише воды, ниже травы.
Вы на семь замков запирайтеся, лишь на голос мой откликайтеся, ой, боюсь за вас я ребятушки, ох, не вышли бы обознатушки.
Козленок (Дима): Не волнуйся мамочка, будет все в порядке, знаем мы из сказочки, волк ужасно гадкий.
(Коза уходит)
Только мама за порог, не прошел и миг серый волк перед избою, тук как тут возник.
Волк (стучит в дверь): Отворите поскорей мамаше дверь, я устала, я голодная как зверь. Вас поила, я поила молоком, а теперь мой голос даже не знаком.
Козленок (Артем): Твой голос на мамин совсем не похож, ты голосом толстым фальшиво поешь.
(Волк уходит)
Жил петух – вокала мастер и творил он чудеса, мог зверям дарить на счастье он любые голоса.
Волк (голосом козы): Открывайте маме дверь, я голодная как зверь.
Лишь пропел он эту фразу, волка в дом впустили сразу загорелся волчий взгляд.
(волк входит в дом под фонограмму «Песня волка»)
Волк: «Баста карапузики! Кончилися танцы».
Козленок (Надя): Дядя Волк ты нас послушай: «Нельзя слабых обижать, ну а если хочешь кушать - пирожки ты можешь взять.
Волк (заинтересовавшись): А с чем пирожки то у вас?
Козлята (Аня): Пирожки у нас с брусникой, и с капустой, с голубикой.
А еще мама – Коза их с любовью испекла,доброту, тепло вложила и про ласку не забыла. Проглотил злодей пирог 1,2,3 и волк не волк. Волк: Ой, что это со мной? я теперь совсем не злой!
Не буду больше слабых обижать! А буду вам козлятки помогать! Хотите научу вас петь, хоть наступил мне на ухо медведь.
(Волк уводит козлят на лесную полянку, козлята усаживаются на пенечки, волк наигрывает им мелодию)
Что с козлятами случилось, я оставлю «на потом» А коза, что отлучилась, наконец вернулась в дом.
Коза: Ах, козлятушки, куда сгинули? на кого ж меня вы покинули? Не послушались своей матушки, Получилися обознатушки.
(Коза плачет, прислушивается к звукам гитары и идет на этот звук) Автор: Пред козою на поляне дружно здравствует народ Пред козою на поляне Волк с козлятами поет.
Коза (удивленно): Да друзья сказать осмелюсь, не видала никогда,чтоб козлята с волком спелись ведь они его еда. В чем причина не пойму? От чего и почему?
Волк: Пирожки твои я съел вот и сразу подобрел! Добро, помощь и забота - вот теперь моя работа!
Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло.

Ресурсное обеспечение проекта.
1. Организация предметно-пространственной среды в группе.
- Уголок книги – библиотечка с подборкой русских-народных сказок;
- Сборник мультфильмов русских-народных сказок;
- Слайдпрезентации по сказкам;
- Разные виды театров (бибабо, настольный, пальчиковый), ширма;
- Иллюстрации по сюжетам русских-народных сказок;
- Уголок художественного творчества;
- Серия дидактических игр по мотивам русских-народных сказок;
- Маски, шапочки сказочных героев;
- Уголок ряженья.
- Раскраски по мотивам русских-народных сказок.
- Оздоровительная дорожка по сказке «Теремок».

2. Методическая литература:
1. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». - под редакцией С.Г.Шевченко.
2.Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
3. «Проектная деятельность в детском саду» под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г
4.«Ознакомление детей с художественной литературой»;
5.« Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет» (Хрестоматия);
6.«Воспитание сказкой» - Л.Б. Фесюкова;
7.«Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» - Т.И. Петрова.
8. «Русские народные сказки» под редакцией Волковой Т.С. 2015 г.
11
3. Атрибуты к спектаклю: костюмы героям, гитара, лавка, коврик, печь, стол, самовар, блюдо с пирожками, корзина с капустой, дерево, дверь, ширма, деревья.