Наследственное отклонение — дислексия: что это такое? Способы коррекции проблем с чтением, речью, восприятием звуков и букв. Что такое дислексия? Дислексия у детей: симптомы и лечение Дислексия у ребенка 7 лет

Дислексия – это нарушение навыков чтения и распознавания знаков, которое проявляется частично и возникает из-за поражения некоторых психических функций. Больной с трудом может понять смысл прочитанного текста из-за того, что он зрительно плохо воспринимает буквы и другие символы. Чаще всего данным заболеванием страдают дети, у взрослых это заболевание процветает только из-за того, что его не лечили в юном возрасте.

Дети с проявлениями данного недуга обычно выглядят ленивее и глупее своих сверстников, поэтому педагоги предпочитают помещать таких ребят в специализированные группы и классы для отстающих. Наличие проблем с письмом и устной речью не характеризует интеллект человека, как отстающий, большинство детей с дислексией имеют живой ум и хорошую способность к обучению. Очень важно вовремя начать лечение дислексии, так как нахождение в специализированных учреждениях отбивает интерес к обучению у таких детей, они начинают отлынивать от домашних заданий, многие просто прогуливают школу.

Главная причина развития нарушений – поражение головного мозга, которое основывается на психическом или биологическом факторе.

Общее

  • водить ребенка на индивидуальные занятия с логопедом, обучать его чтению;
  • проводить работу с психологом;
  • периодически диагностировать динамику коррекции;
  • медикаментозное лечение.

В зависимости от степени нарушений подбирается индивидуальная программа корректировки, работу с некоторыми детьми начинают с произношения и понимания отдельных звуков, постепенно приближаясь к изучению целых слов.


Медикаментозные средства

Эффективность лечения дислексии лекарственными средствами на сегодняшний момент не имеет доказательств. Тем не менее, многие врачи выписывают медикаменты для поддержания стабильного нервного состояния и помощи в работе мозгу. Чаще всего выписывают ноотропные препараты в сочетании с седативными средствами.

Ни в коем случае нельзя подключать лекарства самостоятельно, все препараты должны быть подобраны по индивидуальным показателям, после тщательного осмотра.

Упражнения

Коррекция дислексии включает в себя специально подобранный комплекс упражнений, которые выполняются с педагогом логопедом на занятиях и дома с родителями. Периодическое выполнение гарантирует постепенное восполнение письменной и устной речи. Работать с ребенком нужно размеренно, не перегружая его новой информацией, важно помнить, что больной дислексией воспринимает речь медленно.

Гимнастика для улучшения артикуляции включает в себя:

  1. упражнения на дыхание, которые выполняются с логопедом;
  2. , которые нужно разучивать с ребенком дома;
  3. последовательное проговаривание звуков;
  4. упражнения для развития мелкой моторики.

Вот некоторые примеры основных упражнений для борьбы с дислексией для выполнения с ребенком дома:

  • «Колечко» – поочередно замыкать каждый палец рук в колечко с большим пальцем, сначала в одну сторону, затем в другую. Повторять упражнение нужно ежедневно по 10-15 минут в течение 60ти дней. Данные занятия способны развивать мелкую моторику, внимание и память, что благотворно влияет на коррекцию в целом.
  • «Корректурная проба» – перед ребенком кладется напечатанный текст, желательно крупным шрифтом, для лучшего восприятия. По очереди надо называть сначала гласные буквы, потом согласные и просить их вычеркивать из текста. Проводить такое занятие нужно ежедневно, постепенно ребенок научится четко зачеркивать буквы и тогда можно переходить к следующему этапу – просить его обводить некоторые буквы в круг, а некоторые подчеркивать и т. д. Данное упражнение помогает запоминать буквы и соотносить к ним звуки.
  • «Зеркальное рисование» – вместе с ребенком, на чистом листе бумаги нужно медленно вырисовывать обеими руками сразу симметричные рисунки, для начала можно взять руки малыша в свои, чтобы дать ему понять принцип задания.

Дислексия лечится долго, для ее коррекции будет достаточно данных упражнений на начальных этапах, для выполнения дома.


Мнение специалистов

Педагоги и врачи говорят о том, что нельзя выжидать время, и при первых признаках данного заболевания нужно идти к логопеду для коррекции нарушений. Родители должны помнить, что критиковать в жесткой форме ребенка нельзя, нужно поддерживать его в любых продвижениях, подбадривать.

Подключать к работе следует нескольких врачей: психоневролога, логопеда, психолога. Специалисты утверждают, что дислексия поддается коррекции в молодом возрасте, и во многих случаях способность читать и говорить восстанавливается полностью.

Прогноз лечения заболевания зависит от степени тяжести проявлений, возраста пациента, первопричины.

Профилактика заболевания

Главные профилактические меры в данном случае – предупреждение внутриутробных травм и инфекционных заболеваний матери во время беременности.

Профилактика после рождения:

  1. наблюдение за ребенком, находящимся в группе риска по наследственности или перинатальным патологиям, с целью раннего выявления настораживающей симптоматики;
  2. в возрасте 3х лет важно проверить слуховую восприимчивость звуков и их дифференциацию;
  3. своевременная диагностика и обнаружение дислексии на ранних стадиях с последующей коррекцией.

Эту проблему порой называют дислексией, а иногда специфической неспособностью к чтению. Оба эти выражения означают одно и то же.

Дислексия - это расстройство, вследствие которого ребенок испытывает трудности при обучении чтению, причем гораздо более серьезные, чем можно было бы предположить, исходя из его общего уровня развития. Если проблему удается устранить, купив ребенку новые очки, то это не дислексия. Если проблему удается решить, избавив ребенка от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или эмоционального расстройства, то здесь тоже речь не идет о дислексии.

Некоторые дети, страдающие дислексией, меняют местами буквы при письме или жалуются на то, что у них сильно устают глаза при чтении. Эти проблемы являются следствием дислексии, а не ее причиной. У детей зачастую и без дислексии наблюдаются те же самые явления. Многие дети в возрасте до 7-8 лет переставляют буквы - и это совершенно нормально.

Другие виды неспособности к обучению. У ребенка может отсутствовать та или иная способность, необходимая для успешной учебы. Ниже приводится краткий перечень способностей и те последствия, которые наблюдаются в случае их отсутствия.

  • Чтение . Дети должны уметь преобразовывать письменные символы (буквы или группы букв) в соответствующие звуки, а затем складывать в известные им слова. Неумение оперировать звуками лежит в основе большинства случаев дислексии.
  • Письмо . Дети должны писать буквы автоматически, не задумываясь над их начертанием. Если ребенку приходится останавливаться и задумываться над каждой буквой, темп письма существенно замедляется, а почерк получается неустойчивым. Ребенок не будет успевать выполнять письменные работы.
  • Математика . Способность оперировать простейшими арифметическими действиями - сложением и вычитанием - связана со способностью представлять предметы в пространстве и оценивать их количество. Если ребенок при этом испытывает трудности, то следствием может стать дискалькулия, то есть специфическая неспособность к математике.
  • Память . Способность запоминать включает в себя получение информации, удержание ее и выдачу в нужный момент в ответ на поставленный вопрос, например «Кто изобрел электрическую лампочку?». Проблемы на каждом из этих этапов - вводе информации, ее хранении и выводе - становятся причиной неспособности к обучению.

Существует множество других специфических способностей и навыков, которые могут представлять собой проблему. К ним относятся, например, понимание устной речи, способность систематизировать объекты, умение координировать свои движения и так далее. Часто у ребенка наблюдаются трудности в выполнении сразу нескольких из этих действий (хотя какие-то другие навыки у него могут быть развиты лучше, чем у других).

Никто из нас не бывает одинаково силен во всех областях. Если разница между теми умениями, в которых мы преуспели, и теми, которыми владеем в недостаточной мере, слишком заметна, то это, возможно, и есть то, что называется неспособностью к обучению

Дислексия является общим термином для первичного расстройства чтения. Диагноз ставится на основании оценки интеллектуальной деятельности, образовательной среды, речи и языка, медицинских и психологических данных. Лечение в первую очередь направлено на управление образованием, состоящим из инструкций по распознаванию слов и компонентов навыков.

Общепринятого определения дислексии не существует, таким образом, заболеваемость не установлена. По оценкам, 15% учеников государственных школ получают специальное инструктирование по причине проблем с чтением; около 1/2 этих детей могут иметь стойкие нарушения чтения.

Неспособность выучить языковые правила печатного языка часто рассматривается как часть дислексии. Пострадавшие дети могут испытывать трудности в определении корневых слов или основы слова, последовательности букв в словах.

Проблемы с чтением, отличные от дислексии, как правило, вызваны трудностями понимания языка или низкой когнитивной способностью. Проблемы визуального восприятия и аномальные движения глаз не являются дислексией. Тем не менее эти проблемы могут помешать дальнейшему словесному обучению.

Причины дислексии у детей

Проблемы фонетической обработки вызывают нарушения в дискриминации, объединении, запоминании и анализе звуков. Дислексия может повлиять на производство и понимание письменной речи, которая часто ограничена проблемами слуховой памяти, речи, названия или поиска слов. Основополагающие слабости устной речи также часто присутствуют.

Патофизиология дислексии у детей

Дислексия имеет тенденцию развиваться в семьях. Дети с семейным анамнезом трудностей чтения или обучения подвергаются более высокому риску. Поскольку в головном мозге людей с дислексией были выявлены изменения, эксперты считают, что она развивается преимущественно в результате дисфункций коры, вытекающих из врожденных аномалий нервной системы. Подозревают наличие поражений, влияющих на интеграцию или взаимодействие конкретных функций мозга. Большинство исследователей соглашаются, что дислексия связана с левым полушарием мозга и ассоциирована с нарушениями в областях мозга, ответственных за языковые ассоциации (область моторной речи Вернике) и выработку звуков и речи (зона Брока). Дисфункции или дефекты в угловой извилине медиальной затылочной области и правом полушарии вызывают проблемы распознавания слов. Исследования показывают некоторую пластичность систем мозга в ответ на тренировку.

Симптомы и признаки дислексии у детей

Дислексия может проявляться в виде:

  • задержки речи,
  • трудностей артикуляции,
  • трудностей запоминания названий букв, цифр и цветов.

Дети с проблемами фонематического слуха и восприятия часто испытывают трудности с соединением звуков, сегментацией слов на произносимые компоненты. Задержка или колебания в выборе слов, замена слов или названий букв и картинок часто являются ранним признаком. Распространены кратковременная слуховая память и трудности с распознаванием последовательности на слух.

Менее 20% детей с дислексией испытывают трудности с визуальным запоминанием графического изображения букв. Однако некоторые дети путают буквы и слова с похожими конфигурациями или испытывают трудности визуального выбора или идентификации буквенных моделей и кластеров (ассоциации звук-символ) в словах. Может возникнуть полная перестановка или визуальная путаница, чаще всего из-за наличия вышеперечисленных нарушений, которые приводят к забыванию или путанию названия букв и слов, имеющих одинаковую структуру; в дальнейшем d становится b, т становится w, h становится п, was (было) становится saw (пила), on (на) становится по (нет). Однако такие реверсии нормальны у детей <8 лет.

Диагностика дислексии у детей

  • Оценка чтения.
  • Оценка речи, языка и слуха.
  • Психологические оценки.

Большинство детей с дислексией не выявляют до детского сада или 1-го класса, когда они сталкиваются с символическим обучением. Дети, у которых трудности овладения языком появились в раннем возрасте, которые с трудом усваивают программу обучения в 1-м классе или они не читают на уровне, ожидаемом от их устных или интеллектуальных способностей, на любом уровне должны быть оценены. Часто лучшим диагностическим показателем является неспособность ребенка реагировать на традиционные или типичные подходы к чтению во время 1-го класса, хотя большую вариацию навыков чтения все еще можно увидеть на этом уровне. Демонстрация проблемы фонематической обработки имеет большое значение для диагностики.

Дети с подозрением на дислексию должны пройти оценки чтения, речи и языка, слуха, когнитивных и психологических особенностей для определения их функциональных сильных и слабых сторон и предпочтительных для них стилей обучения. Такие оценки могут быть запрошены у работников школ учителем ребенка или семьей на основе Закона о лицах с нарушением обучаемости (IDEA), специального закона США об образовании. Результаты оценки помогают сформировать наиболее эффективный учебный подход.

Всеобъемлющая оценка чтения проверяет распознавание и анализ слов, беглость речи, чтение или аудирование и уровень понимания лексики и процесса чтения.

Оценки речи,языка и слуха проверяют устную речь и дефицит в обработке фонем (звуковых элементов) в разговорном языке. Рецептивная и выразительная функции языка также оцениваются. Проверяются познавательные способности (например, внимание, память, мышление).

Психологические оценки направлены на эмоциональные проблемы, которые могут усугубить нарушение чтения. Собирают полный семейный анамнез психических расстройств и эмоциональных проблем.

Врачи должны убедиться, что дети имеют нормальные зрение и слух, либо при помощи скрининга во время приема,либо направив на специализированную проверку слуха и зрения. Неврологические исследования могут помочь обнаружить вторичные признаки и исключить другие заболевания (например, судороги).

Лечение дислексии у детей

  • Образовательные мероприятия.

Лечение состоит из образовательных мероприятий, в т.ч. прямого и косвенного обучения распознаванию слов и их компонентов. Прямое инструктирование включает обучение конкретным фонетическим навыкам отдельно от других инструкций чтения. Косвенное обучение включает интеграцию акустических навыков в программы чтения. Инструкция может учить чтению целых слов или целого языкового подхода или следовать иерархии навыков от произношения звуков к словам и предложениям. Затем рекомендуются мультисенсорные подходы.

Инструкция по компонентным навыкам состоит из обучения детей смешивать звуки, составляя слова, разбивать слово на части и определять расположение звуков в словах. Многим детям может помочь компьютер, который изолирует слова в тексте или обрабатывает тексты письменных работ.

Эффективность других методов лечения (например, оптометрическое обучение,тренировка восприятия, тренинг по интеграции в аудиторию) и лекарственной терапии не подтверждена, их проведение не рекомендуется.

Краткое описание

Дислексия - расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме. Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия - нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ. При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

Формы дислексии

Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

  • фонематическую;
  • семантическую;
  • аграмматическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;

Фонематическая

Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

Семантическая

Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

Аграмматическая

Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

Оптическая

При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

Мнестическая

Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

Тактильная

Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

Если ищите реабилитационный центр для восстановления, рекомендуем реабилитационный центр «Эвексия» , где проводится реабилитация при неврологических заболеваний, в комплекс занятий входит логотерапия, физиотерапия, гидротерапия и роботизированные технологии.

Причины дислексии

Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством. Основная причина дислексии - мозговая дисфункция , которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например: В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга , к чему может привести:

  • анемия матери;
  • порок сердца матери и плода;
  • асфиксия;
  • затяжные роды;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • обвитие и аномалия развития пуповины;

Токсические поражения ЦНС , что могло дать:

  • алкогольная и медикаментозная интоксикация;
  • гемолитическая болезнь плода;
  • желтуха у новорождённого;

К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.); Повредить мозг механическим путём можно при:

  • плодоизгоняющих манипуляциях;
  • затяжных родах;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга , что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

  • нейроинфекция;
  • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
  • тяжёлые хронические заболевания;

Дислексия может сопровождать :

  • алалию;
  • дизартрию;
  • афазию;
  • умственную отсталость.

Это связано с патологиями зон мозга.

Существуют также социальные неблагоприятные факторы , например:

  • дефицит речевого общения;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм.

Симптомы

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский - все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми. Изучение дислексии показало, что дислектики:

  1. имеют широкий кругозор;
  2. любопытны в отношении явлений окружающего мира;
  3. имеют отличное воображение;
  4. обладают развитой интуицией;
  5. могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу. К категории можно отнести:

  • изменение порядка букв при составлении слов;
  • нежелание читать вслух и писать сочинения;
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • затруднения с выполнением простейших указаний;
  • неуклюжий захват ручки;
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

  • Позднее начало развития речи.
  • Затруднения в произношении и изучении слов.
  • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
  • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

Младшая школа

  • Проблемы с декодированием слов.
  • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик - коробка).
  • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
  • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
  • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
  • Затруднения в запоминании фактов.
  • Нарушенная координация движений.
  • Импульсивность и неловкость.
  • Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

  • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
  • Упорное нежелание читать вслух и писать.
  • Плохая память, что влияет и на планирование.
  • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
  • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
  • Плохо читаемый почерк.
  • Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

  • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
  • Недостаточный навык письма.
  • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
  • Неправильное произношение слов.
  • Плохое восприятие информации.
  • Плохая память.
  • Медленная скорость работы.
  • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Взрослые

  • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
  • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
  • Труднопонимаемое произношение.
  • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
  • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость (дисграфия).
  • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
  • Слабые организационные навыки.

Диагностика

Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду. Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

  • как протекала беременность матери;
  • имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
  • имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
  • как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.

После сбора анамнеза логопед выясняет:

  • сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
  • особенности формирования этих навыков;
  • состояние артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики;
  • успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

  • зачитывание вслух;
  • списывание текста;
  • письмо на слух.

В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

Тест на дислексию

Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению. Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию. Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.

Лечение и коррекция дислексии

Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов. Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

  • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
  • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
  • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
  • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
  • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
  • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми. Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии:

Начало обучения в школе всегда характеризуется выявлением множества проблем. Одной из них является дислексия у детей, когда при общей, весьма неплохой обучаемости ребёнок не может овладеть навыком чтения. При этом школьник может проявлять недюжинные способности в математике или других предметах, быть талантливым в живописи или музыке.

Зачастую родители и педагоги не считают это заболеванием и уверены в том, что со временем их чадо освоит программу. Однако этого не происходит ни через год, ни даже к концу обучения в начальной школе, а драгоценное время безвозвратно уходит. Что же это за болезнь?

Что такое дислексия?

Что такое дислексия, нужно знать родителям и педагогам для того, чтобы вовремя выявить заболевание и начать лечение. Это нарушения обучения, имеющие неврологическую природу. При этом ребёнок не способен:

  • быстро и правильно узнавать слова;
  • декодировать буквенную информацию (переводить её в звуки);
  • осваивать элементарные навыки правописания.

У школьника, несмотря на все эти отклонения, полностью сохраняются другие когнитивные способности. Однако неумение понимать тексты, дефицит словарного состава и читательского опыта мешают ребёнку обучаться не только литературному чтению и языку, но и остальным предметам. Что же лежит в основе данного заболевания?

Причины заболевания

Основная причина дислексии у детей - отклонения от нормы развития определённых зон мозга, изменения в структуре мозговой ткани, врожденные аномалии нервной системы. Это определяется наследственностью, генетическими патологиями. В рамках одной семьи данное заболевание чаще всего не является открытием, так как один из родителей в детстве наверняка страдал от такого же недуга. Чтобы не запустить заболевание, необходимо вовремя его выявить, а для этого нужно знать его признаки.

Симптомы детской дислексии

Характерные для данного расстройства симптомы помогут родителям и педагогам понять, что они столкнулись именно с дисплексией, которая потребует предпринять необходимые и своевременные действия для лечения. При таком диагнозе ребёнок:

  • пропускает при чтении отдельные слова, предложения, целые абзацы;
  • постоянно трёт глаза;
  • немного косит;
  • жалуется на головную боль после чтения;
  • подносит книгу очень близко к глазам;
  • слегка прикрывает или совсем закрывает один глаз во время чтения;
  • быстро устаёт;
  • избегает чтения, домашних заданий;
  • запоминает и воспроизводит простейшие геометрические фигуры с трудом;
  • пишет слова задом наперёд;
  • не укладывается в нормы техники чтения;
  • плохо пишет.

Диагностировать дислексию у детей желательно на самом раннем этапе. Однако стоит учесть, что большинство из перечисленных симптомов может указывать ещё и на проблемы со зрением. Так что настоятельно рекомендуется изначально проконсультироваться у офтальмолога. Ни родители, ни даже педагоги не могут самостоятельно поставить диагноз: это может сделать только специалист.

Методы лечения и коррекции

Своевременное лечение дислексии у детей предполагает использование специальных программ коррекции. Их подбирают индивидуально. Благодаря разработанным экспертами курсам, ребёнок всё-таки овладевает навыками чтения, что позволяет ему чувствовать себя увереннее и развиваться дальше.

Индивидуально подобранная коррекция дислексии у детей - это и устная работа, и использование различных технических средств, и применение альтернативных методов обучения. Всё это в комплексе помогает школьникам преодолеть трудности с распознаванием чисел и букв. Во многом выбор программы зависит от типа заболевания.

  1. При дисфонезии лечение направлено на распознавание слова как единого целого. Активно применяется фонетический курс. Этот вид дислексии излечим, обучение по специальной программе приносит достаточно позитивные результаты.
  2. При дисэйдезии дети не могут распознавать слово как целое. Многие специалисты высказывают мнение, что данный тип заболевания вылечить нельзя. Однако использование «обучающей» терапии всё-таки помогает в отдельных случаях. Применяется мультисенсорная методика интенсивного обучения, но данный способ лечения не всегда успешен.
  3. Диснемкинезия проявляется в написании задом наперёд цифр и букв и корявом почерке. При такой патологии главной задачей лечения является обучение отличать два понятия - «право» и «лево». Трудности с чтением такие дети испытывают только потому, что они дезориентированы в пространстве.

Нередко детей, страдающих дислексией, просто считают ленивыми, непослушными, упрямыми. Соответственно, их определяют в классы для отстающих, несмотря на их выдающиеся способности в различных областях. Результат - потеря интереса к учёбе, прогулы, снижение самооценки, депрессивное состояние, ухудшение поведения.

Что такое дислексия

Дислексия, что это за болезнь? Распространенное неврологическое нарушение работы мозга, в большинстве случаев вызывающее неспособность к обучению, называют дислексией. Более 15% людей на планете, вне зависимости от уровня их умственных способностей, имеют сложности с восприятием, чтением, письмом или вычислительными процессами. Иногда дети с дислексией кажутся своим учителям лентяями Страдающих дислексией детей ошибочно принимают за ленивых или отставших в развитии, поскольку у большинства из них уровень IQ выше среднего. Проблема заключается в невозможности доступа к «анализатору слов» и другим отделам мозга, отвечающим за способность распознавать слова, осуществлять декодирование и овладевать навыками правописания. Такие дети:

  • имеют невысокую скорость чтения;
  • допускают ошибки;
  • искажают слова, пропуская или добавляя звуки;
  • меняют буквы местами;
  • пропускают слоги.

Также часто они не способны воспринимать на слух и использовать в речи определенные звуки или же различать похожие. Чтение, пересказ или изложение – самые сложные виды работ для детей с дислексией .

Причины появления дислексии у детей

С момента открытия заболевания (1881 г.) исследователи искали ее нейробиологическую основу, пытаясь найти причины дислексии. С появлением современных методов нейровизуализации ученые смогли выявить связь между функциональными и структурными различиями в мозге детей, имеющих проблемы с письмом и чтением, выявить и установить причины дислексии и дисграфии у детей.

Нейроанатомия

Альберт Энштейн, Том Круз, Мэрилин Монро, Кира Найтли - это далеко не полный список известных дислексиков

У людей с дислексией можно наблюдать меньшую электрическую активацию в части левого полушария мозга, участвующей в процессе чтения. При проведении фМРТ у людей с дислексией также были выявлены нарушения на обеих сторонах мозжечка и понижение кровотока исследуемых областей.

Генетика

На сегодняшний день открыты гены, связанные с дислексией. Аутопсия мозга людей с данным заболеванием демонстрирует анатомические отличия языкового центра и корковые пороки развития, появляющиеся примерно на шестом месяце эмбрионального развития головного мозга. При вскрытии у дислектиков часто выявляют аномальное развитие клеток внеязыковых церебральных и подкорковых структурах головного мозга. Особенный генетический код позволяет дислексикам использовать ту часть мозга, которая изменяет восприятие. Степанова Виктория Владимировна, врач-педиатр, детский центр «Остеопат», г. Москва Дислексия – это не болезнь, а особенность вашего ребенка. Для начала нужно ее принять. Невозможно добиться успеха, отвлекаясь на жалость к себе и ребенку. Необходима здоровая атмосфера в семье и достаточное количество времени на упражнения.

Взаимодействие генов и окружающей среды

Дислексия подразумевает нарушение чтения, написания и произношения слов

Воспитание, качество преподавания и среда, в которой находится ребенок, играют важную роль в обучении и запоминании, но генетические факторы, выявленные после применения близнецового метода исследования, оказались доминирующими в отношении проблем с чтением. Процесс обучения письму и чтению длительный и сложный, так как в нем принимают участие четыре различных анализатора:

  • зрительный;
  • двигательный;
  • речедвигательный;
  • речеслуховой.

Все процессы, связанные с работой анализаторов, происходят в теменно-затылочно-височной областях мозга и окончательно формируются только к 10 -11 годам жизни человека. Если ребенку по наследству были переданы недосформированность и незрелость мозговых структур, то он будет испытывать трудности в процессе обучения чтению и письму. Дислексия у взрослых не так бросается в глаза, как у детей , что говорит о возможности коррекции интенсивности проявления симптомов. В этом видео опытный психолог разъяснит, что такое дислексия, методы диагностики, лечения, а также профилактики:

Симптомы

Симптомы дислексии характерны как для детей, так и для взрослых, но у последних они с возрастом сглаживаются. Основными признаками заболевания являются:

  • задержка начала речи (дополнительно подготовлена статья о дизартрии - речевой патологии, при которой нарушено звукопроизношение);
  • проблемы различия левой и правой сторон;
  • сложности с направлением движения;
  • отвлечение на фоновый шум;
  • проблемы с идентификацией и нахождением рифм;
  • трудности с делением слов на слоги и их подсчетом;
  • проблемы с подбором нужного слова для обозначения предметов или понятий;
  • многочисленные ошибки при письме как у взрослых, так и у детей.

Расстройства, сопутствующие дислексии:

  • синдром дефицита внимания;
  • нарушения расстройство обработки звука;
  • диспраксия (проблемы с организацией, контролем движений, выполнением рутинных задач, кратковременной памятью).

Диагностика

Существуют специальные тесты для диагностики дислексии, и ее отличия от обычных проблем в изучении правописания и чтения. Тест на дислексию может проводиться учителем или компьютером . Также предрасположенность к заболеванию выявляется при проведении генетического анализа, способного обнаружить наличие гена, связанного с дислексией.

Виды дислексии

Симптоматика дислексии проявляются по-разному, но исследователи объединили однородные симптомы в группы и определили следующие виды дислексии:

  1. Фонематическая дислексия . Ребенок читает побуквенно, переставляя и пропуская слоги, смешивая похожие звуки (например, парные: д-т, ж-ш, б-п).
  2. Семантическая дислексия . При нормальной технике чтения ребенок полностью или частично не понимает смысл прочитанного. Общая смысловая картинка не складывается, так как для ребенка слова никак не связаны между собой.
  1. Аграмматическая дислексия . Выражена проблемами в согласовании окончаний между существительным и прилагательным, или существительным и глаголом. Например: «черный кошка», «большая дерево».
  2. Оптическая дислексия . Ребенок путает буквы, схожие по написанию.
  3. Мнестическая дислексия . Невозможность запомнить связь между обозначением буквы и связанным с ней звуком. У ребенка имеются проблемы с чтением и пониманием фонетики.
  4. Дисграфия . Буквы плохо ориентированы в пространстве, ребенок допускает большое количество грамматических ошибок, путает похожие по написанию буквы. Люди, страдающие от дисграфии, медленно пишут, пропускают знаки препинания, имеют плохой почерк.
  5. Дискалькулия . Проблемы с установлением последовательности и запоминанием фактов и формул, необходимых для проведения математических расчетов.
  6. Алексия . Приобретенная дислексия, чаще всего вызванная повреждениями головного мозга из-за инсульта или атрофии.

Данная классификация дисслексии позволяет сузить круг поиска причин дислексии у младших школьников. Все представленные формы дислексии усложняют процесс обучения. В школе дети с симптомами дисграфии, как правило, очень комплексуют из-за своей особенности. Они всячески избегают чтения вслух и пересказа, стараются составлять короткие фразы на письме . Повзрослев, такие люди стремятся найти работу не связанную с документооборотом, и часто имеют успех в творческой сфере. Надежда Попова, методист Медународной ассоциации Дейвиса, г. Москва Родители очень удивляются, услышав, что за 5 дней коррекционного курса можно добиться видимых результатов. Метод Дейвиса позволяет научить ребенка контролировать «мешающее состояние» и показать родителям, куда и как двигаться дальше.

Дислексия у младших школьников: коррекция и упражнения

К сожалению, дислексия – хроническое заболевание, и полностью избавиться от нее невозможно , но при должной настойчивости, можно частично устранить симптомы при помощи коррекции и упражнений, особенно у младших школьников. Так пишет ребенок, у которого обнаружена дисграфия (к примеру: сапоко - собака, лисонок - лисенок, пыл-был, детиривом - тетеревами) Считается, что ребенок путем многочисленных тренировок и помощи родителей способен овладеть чтением и письмом. Как правило, замечая у ребенка симптомы дислексии, родители спешат найти хорошего логопеда (хотя во многих западных странах данное заболевание не является логопедической проблемой) или психолога. Но даже тандем высококвалифицированных врачей способен лишь задать нужное направление лечения и при необходимости корректировать его. Основная работа ляжет на плечи родителей и ребенка. Лечение дислексии может затянуться на месяцы или годы, прежде чем будет заметен эффект . Придется набраться терпения и усердно трудиться, чтобы коррекция дислексии и дисграфии дала результат. Нужно понимать, что лечение дислексии у детей будет происходить быстрее, чем у взрослых. Агашкина Ольга Михайловна, логопед-дефектолог, Московский Психо-Социальный Институт Лечение дислексии у детей – трудоемкий процесс, к которому в большинстве случаев нужно подключать врача. В школе практически в каждом классе есть дисграфик, но не у всех логопедов есть опыт работы с таким ребенком. В данном случае помочь сможет психолог или дефектолог. Если нет желания обращаться к работнику школы, можно поискать специалиста на сайтах для репетиторов. Суть занятий состоит в тренировке речевого слуха и буквенного зрения. Для этого используются специальные речевые игры, азбука для складывания слов и выделения их элементов. В ходе занятий ребенок постепенно будет запоминать соответствия между звуками и буквами.

Лучшей тренировкой считается повторение слов, написание диктантов и анализ состава слов. Не стоит торопиться и увеличивать скорость чтения и письма. Ребенку необходимо хорошо прочувствовать буквы, звуки, слоги.

Дислексией можно управлять с помощью специального обучения и способов поддержки

Во время занятий к ребенку нужен особый подход . Родителям стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • необходимо давать ребенку почувствовать его маленькие успехи;
  • лучше отказаться от проверок скорости чтения, так как обстановка экзамена может вызвать невроз;
  • нельзя использовать упражнения, где в тексте есть ошибки, подлежащие исправлению;
  • читать лучше меньше, но вдумчиво и с минимальным количеством ошибок;
  • необходимо делать упор на работу с устной речью;
  • ни в коем случае не стоит слишком бурно выражать похвалу или недовольство – хорошим результатам способствует только спокойная обстановка.

Чтоб развивать своего ребенка логически мыслить, воспользуйтесь советами из этой статьи.

Каковы ее последствия

Когда родители получили ответ на вопрос, что это такое дислексия, они должны понять, если с ребенком не начать вовремя заниматься, он не сможет овладеть необходимыми навыками. Плохая успеваемость подрывает уверенность дислектика , что становится причиной усугубления разочарования, раздражения и изолированности, появляются проблемы с поведеним. Несвоевременное выявление дислексии может разрушительно повлиять как на школьную, так и на дальнейшую жизнь человека.

Врачи советуют обратиться к психоневрологу, который порекомендует препараты, улучшающие обменные процессы мозга и память.

Прогноз и профилактика

На первом году жизни главной задачей родителей является установление с ребенком эмоционального контакта. Улыбка и ласковый голос родителей крайне важны для развития у малыша слухового сосредоточения и ответных голосовых реакций. Также логопеды рекомендуют проводить легкий массаж лба, губ и щек – это повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение и обмен веществ. Для того, чтобы научить ребенка вслушиваться в слова и повторять их, необходимо следить за тем, чтобы он отвечал не жестами, а словами.

Отзывы родителей

Мария, 28 лет, г. Екатеринбург Мой сын сейчас во втором классе, хотя изначально он не хотел идти в школу. С самых первых уроков учитель делал ребенку множество замечаний, но мы не сдавались, будучи уверенными, что Миша абсолютно нормальный. Вместе мы решили пройти курс Дейвиса. Ребенок с удовольствием ходил на занятия, и успехи не заставили себя ждать – Миша научился даже пересказывать прочитанное. Все свободное время мы стараемся заниматься дома и всем советуем: не опускайте руки, у вас все получится. Ирина, 33 года, г. Иваново Мы посещали центр коррекции дислексии, и уже через неделю не могли узнать дочь: она стала уверенной в себе, даже окрыленной. Ирочка впервые стала выражать свою точку зрения, а в школе появились первые успехи. Дмитрий, 35 лет, г. Москва Сегодня сын показал отметки за четверть – ни одной тройки! Даже по русскому и математике у нас четверки. Я бесконечно благодарен нашему логопеду Оксане Сергеевне. Дима делает огромные успехи, а главное – с удовольствием ходит на занятия.

Выводы

Самое важное в борьбе с дислексией – это правильный настрой в начале пути к успеху: нужно ценить себя, принимать и уважать. Потакание мнениям окружающих для дислексика, особенно ребенка, может стать губительным. Родным и близким нужно проявить максимум усилий, чтобы научить больного дислексией принимать ответственность на себя, мыслить конструктивно и быть созидательным, а все остальное – это терпение и тренировки. Напоследок предлагаем посмотреть документальный фильм о Дислексии, которую назвали болезнью гениев, и неспроста. Хотите узнать почему? Тогда смотрите этот фильм:

Дислексией называют определенное состояние ребенка, при котором нарушается координация его внимания, правильное восприятие слов и звуков. Дислексия у детей обычно выражается в затруднении изучения письма и счета, в понимании смысла произносимых кем-то или читаемых текстов.

Слух и зрение у маленького пациента при данном заболевании не нарушаются, как и задержка умственного развития, но при обучении малыш испытывает много сложностей и отстает от сверстников.

Первые симптомы этого заболевания могут проявиться у младших школьников или у дошкольников, если малыш посещает хороший детский сад. Сразу при начале обучения счету, письму или чтению малыш начинает испытывать трудности без, казалось бы, особых видимых на то причин.

Что же такое дислексия

Вопрос этот достаточно обширен и охватывает одновременно многие проблемы и требует обширного обследования. Обычно в рамках данного заболевания отмечаются еще и:

  • дисортография
  • дисграфия
  • дискалькуляция

Дисграфией называют заболевание, при котором малыш не воспринимает слова на слух, не может правильно писать под диктовку, теряет окончания в словах, поскольку их не понимает.

Дисортография выражается в неспособности школьников применять на практике даже элементарные правила орфографии. При данном заболевании дети, даже зная в теории правила правописания, все равно делают ошибки в пунктуации и орфографии при письме.

Дискалькуляция создает школьникам проблемы в изучении математики. Дети с этим заболеванием не могут понять даже самые элементарные действия счета.

Как доказали исследования, проводимые учеными, дислексия, как и детская дислалия, возникают на основе генетического фона. Хоть и причина не была полностью выяснена, но было установлено, что дислексией чаще страдают мальчики, и наследуется болезнь именно по мужской линии. Многие исследователи связывают этот фактор наследственности с Y-хромосомой.

Симптомы дислексии

С точностью распознать заболевание и поставить диагноз можно только у младших школьников, когда начинается активный процесс обучения. У детей более младшего возраста распознать наличие дислексии невозможно, поскольку они только начинают знакомиться с первыми буквами и цифрами. На этом этапе развития многие дети испытывают трудности в освоении новых навыков, часто даже те, кто в дальнейшем будет учиться на отлично.

Но есть и симптомы, которые позволяют предвидеть развитие заболевания у ребенка даже в младенческом возрасте, но, конечно, такая «диагностика» не может быть точной. Например, некоторые специалисты одним из самых ранних признаков дислексии считают отсутствие у малыша желания ползать в положенный период развития. Многими врачами замечен тот факт, что у малышей, которые не ползали перед тем, как начали ходить проблемы с изучением письма, чтения и математики возникают гораздо чаще, чем у тех, кто ползал.

Но не нужно впадать в панику, если малыш не начал ползать в положенный срок, это совсем не значит, что в будущем его необходимо будет лечить и у него точно будут проблемы с обучением. Такой симптом является скорее предположением, но не гарантией.

Однако есть и определенные признаки дислексии, на которые в поведении ребенка нужно обратить особенное внимание. К таким симптомам можно отнести:

  • нежелание малыша рисовать, трудности с самим процессом рисования, даже при проведении простых линий или раскрашивании картинок.
  • явные проблемы с мелкой моторикой, когда дошкольник не может завязать шнурки или застегнуть пуговицы, роняет столовые приборы или испытывает трудности при их использовании.
  • задержку речевого развития у детей или выраженные проблемы с речью.
  • трудности с запоминанием информации, стихотворений, концентрацией внимания.

Формы дислексии

Основное заболевание подразделяется на несколько определенных типов, имеющих свои признаки и особенности. Дислексия может быть нескольких видов:

  • фонематическая
  • механическая
  • аграмматическая
  • оптическая
  • мнестическая

Дислексия фонематическая

В русском языке единица (минимальная) звукового строя называется фонемой. Сама по себе фонема самостоятельного значения не имеет, но при этом придает словам определенные смыслоразличительные функции. К примеру, «ком - том - дом» или «пила - липа». Замена одной фонемы в слове или перестановка нескольких образуют новое слово с другим значением. Дети с данной формой дислексии не могут различать слова, имеющие один смыслоразличительный признак, а потому смешивают в них звуки.

Механическое чтение - семантическая дислексия

В данном случае у школьника наблюдается непонимание читаемого текста в целом и отдельных предложений. Это нарушение никак не отражается на внятности и скорости чтения, но пересказать прочитанное и выделить его суть он не может.

При этой форме заболевания у детей нарушается мыслительный звуковой анализ - не удается разделить фонемы на определенные сочетания звуков. Но кроме этого присутствует и нечеткость восприятия синтаксической связи в отдельных предложениях. Поэтому школьник воспринимает все слова по отдельности, не связывая их с другими.

Дислексия аграмматическая

Этот вид нарушения встречается у детей с выраженным недоразвитием речи системного характера. В данном случае наблюдается неправильное изменение числа существительных, окончаний падежей, согласования слов в выражении по числу, падежу и роду. Пример - «интересный книга», «ясная день», «красивый ваза». Также ребенок ставит неправильные окончания во многих глаголах - «сделул», «сидю», «смотру».

Дислексия оптическая

Для школьника с этой формой заболевания наибольшую трудность представляет написание букв, которые внешне состоят из похожих элементов, но в пространстве расположенных по-разному. Пример - пары букв Н - П, Ь - Ы.

Дислексия мнестическая

При этом нарушении дети не могут определить, какой звук соответствует определенной букве.

Что делать, если у ребенка дислексия

Диагностика заболевания, как правило, заключается в проведении многих специально разработанных тестов, а также в исследовании головного мозга.

Если возникают подозрения (у родителей или учителей) на наличие у ребенка дислексии любой формы, следует обратиться за консультацией к неврологу, логопеду и детскому психологу.

Если дислексия у ребенка распознана, не нужно впадать в отчаянье и думать, что изменить ничего уже нельзя. Такое мнение будет ошибочно, поскольку заболевание поддается достаточно успешной коррекции и его можно вылечить. Отличные результаты при лечении заболевания показывает метод Дейвиса, позволяющий многим детям преодолеть имеющиеся трудности достаточно быстро.

Также сегодня все чаще применяют физическое движение, как метод коррекции имеющихся нарушений. Специальные упражнения дают отличный результат независимо от возраста пациентов и помогают даже подросткам.

Доктор рекомендует Как лечить дислексию, лучше всего знает доктор. Это значит, что за советом врача при подозрении на заболевание необходимо обращаться к детскому психологу, поскольку только этот специалист сможет констатировать заболевание и поставить диагноз. Подбирать метод лечения должен опытный врач и здесь нужно помнить, что для успешной коррекции проблем специальные занятия и упражнения будут важны также, как и установление постоянного режима дня. Точное планирование дня, расписание занятий, определение свободного времени помогут быстрее справиться с нарушением концентрации внимания.

Заболевание в последние годы стало наблюдаться все чаще. Поскольку оно является генетическим, предупредить его нет возможности, но можно принять некоторые меры профилактики. Если родители будут относиться к малышу с предрасположенностью к болезни очень внимательно и терпеливо, проявления нарушений будут менее выраженными. Лекарства и некоторые народные средства иногда могут применяться для улучшения памяти и внимания маленьких пациентов.

Раннее выявление дислексии у детей и оказание школьнику или дошкольнику необходимой помощи являются залогом успешности лечения. С раннего детства ребенку нужно читать книги и давать ему возможность пересказать услышанное. Это поможет выработать некоторую привычку восприятия текста на слух. Начинать обучение малыша (в форме игры) основным навыкам чтения нужно еще в дошкольном возрасте. Своевременно корректировать появляющиеся признаки заболевания.

Видео к статье

Вы еще не лайкнули?

Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?

Краткое описание

Дислексия - расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.

Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия - нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.

При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

Формы дислексии

Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

  • фонематическую;
  • семантическую;
  • аграмматическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;

Фонематическая

Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

Семантическая

Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

Аграмматическая

Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

Оптическая

При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

Мнестическая

Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

Тактильная

Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

Причины дислексии

Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством.

Основная причина дислексии - мозговая дисфункция , которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например:

В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга , к чему может привести:

  • анемия матери;
  • порок сердца матери и плода;
  • асфиксия;
  • затяжные роды;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • обвитие и аномалия развития пуповины;

Токсические поражения ЦНС , что могло дать:

  • алкогольная и медикаментозная интоксикация;
  • гемолитическая болезнь плода;
  • желтуха у новорождённого;

К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.);

Повредить мозг механическим путём можно при:

  • плодоизгоняющих манипуляциях;
  • затяжных родах;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга , что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

  • нейроинфекция;
  • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
  • тяжёлые хронические заболевания;

Дислексия может сопровождать :

  • умственную отсталость.

Это связано с патологиями зон мозга.

Существуют также социальные неблагоприятные факторы , например:

  • дефицит речевого общения;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм.

Симптомы

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский - все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.

Изучение дислексии показало, что дислектики:

  1. имеют широкий кругозор;
  2. любопытны в отношении явлений окружающего мира;
  3. имеют отличное воображение;
  4. обладают развитой интуицией;
  5. могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.

  • изменение порядка букв при составлении слов;
  • нежелание читать вслух и писать сочинения;
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • затруднения с выполнением простейших указаний;
  • неуклюжий захват ручки;
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

  • Позднее начало развития речи.
  • Затруднения в произношении и изучении слов.
  • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
  • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

Младшая школа

  • Проблемы с декодированием слов.
  • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
  • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
  • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
  • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
  • Затруднения в запоминании фактов.
  • Нарушенная координация движений.
  • Импульсивность и неловкость.
  • Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

  • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
  • Упорное нежелание читать вслух и писать.
  • Плохая память, что влияет и на планирование.
  • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
  • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
  • Плохо читаемый почерк.
  • Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

  • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
  • Недостаточный навык письма.
  • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
  • Неправильное произношение слов.
  • Плохое восприятие информации.
  • Плохая память.
  • Медленная скорость работы.
  • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Взрослые

  • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
  • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
  • Труднопонимаемое произношение.
  • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
  • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость ().
  • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
  • Слабые организационные навыки.

Диагностика

Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду.

Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

  • как протекала беременность матери;
  • имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
  • имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
  • как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.

После сбора анамнеза логопед выясняет:

  • сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
  • особенности формирования этих навыков;
  • состояние артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики;
  • успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

  • зачитывание вслух;
  • списывание текста;
  • письмо на слух.

В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

Тест на дислексию

Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению.

Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию.

Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.

Лечение и коррекция дислексии

Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

  • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
  • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
  • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
  • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
  • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
  • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.

Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии:

Средние века вместе с их неграмотностью давно остались в прошлом. Сейчас умение читать считается базовым навыком. Сложно себе представить взрослого человека, читающего по слогам, однако такие люди существуют. Они не ленивые, не глупые, просто у них дислексия. Что это за болезнь?

Дислексия – это нарушение процесса овладения навыками чтения при сохранном интеллекте, зрении и слухе, обусловленное несформированностью психических процессов и проявляющееся в стойких специфических ошибках. Другими словами человек плохо читает, хотя видимых предпосылок для этого нет.

Специфическая симптоматика дислексии:

  • Затруднения при изучении букв;
  • Медленное чтение по буквам и по слогам;
  • угадывающее чтение (ребёнок пытается угадать слово целиком по первому слогу);
  • Пропуск, перестановка букв и слогов, замена их на похожие по звучанию и начертанию;
  • Чтение справа налево;
  • Не понимание смысла прочитанного.

Хотя это самостоятельный дефект, нередко он идет в паре с нарушением письма – , так как при этих операциях используются одни и те же процессы мозга. В таком случае похожие ошибки появляются при письме.

Неречевая симптоматика дислексии:

При данном диагнозе очень часто обнаруживаются следующие проблемы:

  • Плохая координация и неуклюжесть;
  • Дезориентация во времени и в пространстве (ребёнок путает дни недели, месяца, право и лево, верх и вниз, не понимает смысла предлогов «за», «на», «под», «около» и других);
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивность.

Очень часто родители и педагоги видят признаки дислексии у детей, но, не зная о таком нарушении, связывают все возникающие проблемы с ленью или невнимательностью.

Если вы замечаете у ребёнка затруднения при чтении, обратите пристальное внимание на совершаемые им ошибки. Насторожить должны постоянные попытки угадать слово по первым буквам, непонимание прочитанного, часто повторяющиеся замены букв в сильной позиции: гласные под ударением («сног» - «снег», «аблако» - «облако»), согласные перед гласной («толога» - «дорога», «здапие» - «здание»). При наличии одной или нескольких проблем из этого списка, следует показать школьника логопеду.

Если у ребёнка была выявлена дислексия, лечение следует начинать незамедлительно, чтоб избежать серьёзных последствий.

Классификация дислексии

Ученые, изучавшие дефекты чтения и письма, предлагают различные классификации. Рассмотрим самые распространённые их них.

Виды дислексии по Р. Беккер:

  • Литеральная (проявляется в трудностях при изучении букв вплоть до полного их неусвоения);
  • Вербальная (характеризуется повторяющимися специфическими ошибками во время чтения).

Отечественные ученые О. А. Токарева и М. Е. Хватцев выделяют следующие формы дислексии:

  1. Акустическая дислексия является самый распространенной формой. Из-за специфического нарушения слухового восприятия учащиеся плохо различают звуки, не соотносят их с буквами.
  2. Моторная дислексия у детей возникает из-за затруднений в движении глаз. Это приводит к сужению поля зрения, школьник теряет строчку или слово.
  3. Оптическая дислексия обусловлена неполноценностью зрительного восприятия, вследствие чего ребёнок плохо различает буквы близкие по написанию (Р-Ь, З-В, Ж-Х). При тяжелых нарушениях наступает оптическая алексия, характеризующаяся полной неспособностью овладеть процессом чтения.
  4. Фонематическая дислексия возникает из-за нарушений фонематического восприятия. Такие дети плохо различают некоторые звуки (ц-с, м-н). Это приводит к трудностям при изучении соответствующих букв. При фонематической дислексии чтение становится побуквенным. Появляются специфические ошибки и искажения слов («пака» или «памка» вместо «палка»).
  5. Мнестическая дислексия характеризуется нарушением установления связи между звуком, который мы слышим, буквой, которую мы видим, и так называемой артикулемой, которую мы произносим. Это влечёт за собой низкую скорость чтения, пропуски, замены букв, слогов и целых слов, что в итоге приводит к потере смысла прочитанного.
  6. Семантическая дислексия по-другому называется механическим чтением, так как ребёнок читает правильно, но не понимает смысл прочитанного.
  7. Аграмматическая дислексия проявляется в употреблении неправильных окончаний при согласовании слов в предложении («два груши», «увидел машине», «Петя искала»).
  8. Диагноз «тактильная дислексия» ставят слепым детям, у которых возникают проблемы при изучении азбуки Брайля. В этом случае страдает осязательная чувствительность, которая приводит к специфическим ошибкам.

Выявление нарушений чтения

Тест на дислексию состоит из нескольких частей. Первоначально логопед обследует у ребёнка навыки звукового анализа. На втором этапе специалист проверяет навыки чтения. Завершающий этап содержит упражнения на установление уровня развития устной речи в целом.

Диагностика дислексии может включать в себя такие задания как:

  • найти нужную букву;
  • придумать как можно больше слов, начинающихся с определённого звука;
  • выделить в заданном слове все гласные или согласные;
  • сравнить по звуковому составу слова, отличающиеся одним звуком (кот- кит, мак-рак);
  • посчитать количество букв в слове или слов в предложении;
  • составить короткий рассказ по серии картинок.

Такое всестороннее обследование позволяет выяснить уровень речевого развития ребёнка, понять, в чём заключаются его основные затруднения, и составить индивидуальный план коррекционных занятий. Необходимо точно установить, какой формы у школьника дислексия, упражнения и их сложность будут зависеть именно от этого.

Коррекция дислексии

У взволнованных родителей возникает множество вопросов: что делать, если ребёнок не может запомнить буквы, или почему он перескакивает с одной строчки на другую? Как лечить это заболевание? К сожалению, его нельзя вылечить полностью. Дислексия у взрослых сохраняется, но при своевременном выявлении в детском возрасте и правильной коррекционной работе можно минимизировать негативные последствия. Очень важно начать лечение дислексии у детей до 10летнего возраста.

Общая коррекционная работа при дислексии включает в себя комплексное воздействие на недостатки чтения, письма, устной речи. При этом упор учитель-логопед будет делать на восстановление наиболее нарушенной анализаторной системы.

Так коррекция семантической дислексии будет включать в себя больше упражнений на осмысление прочитанного. Например: назвать целиком слово, произнесённое по отдельным слогам или звукам; составить слово из предложенных слогов; найти в прочитанном предложении слово, отвечающее на вопрос что? кто? какой? или где?; дополнить предложение, произнесённое логопедом.

Если первично нарушенная анализаторная система – слуховая, то дислексия будет корректироваться в большей степени за счёт упражнений на развитие фонематического слуха, слогового анализа и синтеза. Специалист может посоветовать следующие упражнения: придумать слог с заданным звуком; подчеркнуть в слове только гласные, посчитать, сколько в нём слогов; определить с какого звука начинается слово, каким заканчивается и т.д.

Для коррекции нарушений чтения и письма необходимы регулярных занятия со специалистом. Это требует от школьников много времени и усилий. Поэтому родителям важно знать, что делать, чтобы предотвратить появление этих нарушений.

Профилактика дислексии

Несмотря на то, что в раннем возрасте не ставят диагноз дислексия, симптомы могут быть заметны у дошкольников. Чтобы потом не размышлять, почему ребёнок очень плохо читает, следует не реже одного раза в год показывать его логопеду. Впервые посетить специалиста стоит в трехлетнем возрасте. Эти меры позволят вовремя выявить предпосылки к отклонениям в речевом развитии.

Для предупреждения нарушений чтения родителям следует с самого рождения знакомить малыша с книгами, читать ему стихи, потешки и сказки. Чаще играйте со своими малышами в известные всем словесные игры: съедобное – несъедобное, города, придумывание сказки по слову/предложению.

Особое внимание стоит уделить развитию мелкой моторики. Для этого отлично подойдут развивающие книжки и доски с различными шнуровками и замками. С первых дней жизни играйте с детьми в пальчиковые игры («сорока-белобока кашу варила…», «ладушки»). В дошкольном возрасте познакомьте ребёнка с театром теней.

Эти упражнения будут способствовать правильному речевому развитию вашего малыша и помогут избежать проблем с чтением и письмом.

Знаете ли вы, что редакторы очень долго не хотели принимать сказки Ганса Христиана Андерсена? Они возвращали рукописи назад из-за большого количества ошибок, даже не прочитав их.

Уолт Дисней придумал Микки Мауса, но ему было проще нарисовать мышонка, чем написать его имя.

Леонардо да Винчи писал зеркально, т.е справа налево. Разобрать его записи можно было только с помощью зеркала.

Певица Шер, Альберт Энштейн, Чарли Чаплин, Агата Кристи, Владимир Маяковский, Том Круз, шведский король Карл XVI Густав… Список великих дислектиков очень внушительный.

Около 40% известных всему миру великих людей страдают дислексией. Болезнь, с одной стороны, сильно осложнила их жизнь, с другой стороны, воспитала в них стойкость.

Так какое же определение стоит дать дислексии: ужасная болезнь или великий дар? Решать только вам. Главное помнить, что это не приговор.