Четки-болтухи – особенный аксессуар в блатном мире. Перекидные «четки-болтухи», они же «змейки Как крутить перекидные четки

Они отличны как по форме, так и по манере вращения от уже известных нам бусинных четок, которые крутят вокруг пальца и часто заменяют цепочкой или связкой ключей. «Змейка» имеет ленточную форму, и обращение с такими четками требует определенного навыка.

Ленточные четки называют еще армянскими — в силу широкой популярности в среде выходцев из Закавказья, в особенности — армян, грузин и азербайджанцев или, на арестантский манер — болтухами.

Секреты изготовления арестантских четок

В промышленности «болтухи» изготавливаются из дерева, металла, камня или пластмассы, но в пацанской среде самыми ценными и желанными для обладания считаются экземпляры ручной работы, импортированные «с северов». Зоновские четки — это атрибут Силы, в них — вся маза братвы, они символизируют ровность по жизни и верность понятиям и придают пацану нереальной уверенности и авторитета, в особенности если пацан умеет с ними обращаться.

Самый ходовой материал для изготовления тюремных четок — хлеб, причем чем грубее сорт — тем лучше. Хлебный мякиш долго и тщательно — до пяти часов — переминается в ладонях с добавлением слюны и сахара — чтобы изделие не трескалось — и масса приобретает гуттаперчивость, свойственную пластилину. Добавляют краситель — зеленку, акварель, чернила или сигаретный пепел, лепят пластинки и нанизывают на нить. После четырех дней сушки естественным способом (в сухом месте, но не на солнце или батарее) четки становятся твердыми, как камень.

«Болтухи» из хлеба могут служить много лет, практически не изнашиваясь.

Нередко «змейки» производятся из других подручных средств. Например, переплавленных и скатанных в колбаски стержней из-под шариковых ручек; переплавленных же одноразовых пластмассовых зажигалок или оргстекла. Такие четки смотрятся, конечно, менее эффектно, чем экологически чистый хлебный хэнд-мейд, но также являются весьма ходовым товаром в околокриминальных кругах и ценным атрибутом в арсенале пацана.

Существует несколько мнений насчет правильного количества пластинок в «змейке». Обычно это число равно девяти, десяти или тринадцати. Тринадцать — это чертова дюжина, а чертей (или чертов), как известно, нужно гасить, поэтому многие адепты сходятся в том, что пластинок должно быть непременно тринадцать.

Но сколь бы искусно четки не были сработаны, по-настоящему засверкать они способны лишь в умелых и опытных руках. Искусство вращения перекидных четок оттачивается годами, и мастерство в этом деле часто неопровержимо свидетельствует о четкости и ровности пацана, его хладнокровии и собранности, авторитетности и уверенности в себе.

Уронить четки — значит окарать, повести себя «как лох». В суеверном пацанском мире такое обстоятельство может также трактоваться как потеря удачи, «фарта». Чтобы всем ровным пацанам фартило, иногда на районе даже мусорные баки расставляют змейкой.


Как крутить четки-болтухи

Перечислим самые известные способы вращения «болтух».

Первый способ крайне прост: любой может освоить его всего за полчаса. Четки зажимаются между указательным и средним пальцами примерно посередине, затем нижний их конец перебрасывается наверх и прихватывается большим и указательным, и оба конца с характерным клацаньем соприкасаются. Хвост, находившийся до того наверху, уходит вниз. Со следующим махом концы вновь меняются местами — и так далее, по кругу. Движение, таким образом, совершается в одну сторону, и сопровождается мерным ритмичным клацаньем, напоминающим тиканье настенных часов:
— Клац… Клац… Клац...

Второй способ сложнее, но вполне реально обучиться ему за несколько часов. Исходная позиция та же, только четки совершают возвратно-поступательное движение. Осью вращения при этом становится не указательный, а средний палец. Сначала свободный нижний конец перебрасывается от указательного к большому, встречается там с верхним (Клац!) и уходит вниз — в промежуток между средним и безымянным (Клац!). Затем верхний конец, зажатый между средним и указательным, высвобождается и устремляется вниз, где снова встречается с противоположным концом «змейки» (Клац!), а другой конец вновь перемещается наверх (Клац!).

За один круг «туда-обратно» мы слышим четыре щелчка. Это чем-то напоминает стук колес пассажирского поезда:
—Клац-Клац… Клац-Клац...

Третий способ крайне сложен и требует месяцы и даже годы для освоения. Это высшая техника мастерства. «Змейка» последовательно оборачивается вокруг указательного, среднего и безымянного пальца так быстро, что траектория движения костяшек образует одну сплошную размытую линию, подобно лопастям пропеллера. Клацанье же раздается с интенсивностью пулеметной очереди. Предплечье при этом остается практически неподвижным: всю работу выполняют пальцы.

В более изящном варианте исполнения концевые костяшки за полный круг встречаются всего один раз — наверху, когда четки огибают указательный палец. Такой способ демонстрирует неколебимое совершенство, полную собранность и свойственен учителям и посвященным.

Мы слышим легкий и деликатный, словно плеск воды о предрассветные скалы, звук незамутненной чистоты:
— Клацццц!

Они отличны как по форме, так и по манере вращения от уже известных нам бусинных четок, которые крутят вокруг пальца и часто заменяют цепочкой или связкой ключей. «Змейка» имеет ленточную форму, и обращение с такими четками требует определенного навыка.

Ленточные четки называют еще армянскими — в силу широкой популярности в среде выходцев из Закавказья, в особенности — армян, грузин и азербайджанцев или, на арестантский манер — болтухами.

Секреты изготовления арестантских четок

В промышленности «болтухи» изготавливаются из дерева, металла, камня или пластмассы, но в пацанской среде самыми ценными и желанными для обладания считаются экземпляры ручной работы, импортированные «с северов». Зоновские четки — это атрибут Силы, в них — вся маза братвы, они символизируют ровность по жизни и верность понятиям и придают пацану нереальной уверенности и авторитета, в особенности если пацан умеет с ними обращаться.

Самый ходовой материал для изготовления тюремных четок — хлеб, причем чем грубее сорт — тем лучше. Хлебный мякиш долго и тщательно — до пяти часов — переминается в ладонях с добавлением слюны и сахара — чтобы изделие не трескалось — и масса приобретает гуттаперчивость, свойственную пластилину. Добавляют краситель — зеленку, акварель, чернила или сигаретный пепел, лепят пластинки и нанизывают на нить. После четырех дней сушки естественным способом (в сухом месте, но не на солнце или батарее) четки становятся твердыми, как камень.

«Болтухи» из хлеба могут служить много лет, практически не изнашиваясь.

Нередко «змейки» производятся из других подручных средств. Например, переплавленных и скатанных в колбаски стержней из-под шариковых ручек; переплавленных же одноразовых пластмассовых зажигалок или оргстекла. Такие четки смотрятся, конечно, менее эффектно, чем экологически чистый хлебный хэнд-мейд, но также являются весьма ходовым товаром в околокриминальных кругах и ценным атрибутом в арсенале пацана.

Существует несколько мнений насчет правильного количества пластинок в «змейке». Обычно это число равно девяти, десяти или тринадцати. Тринадцать — это чертова дюжина, а чертей (или чертов), как известно, нужно гасить, поэтому многие адепты сходятся в том, что пластинок должно быть непременно тринадцать.

Но сколь бы искусно четки не были сработаны, по-настоящему засверкать они способны лишь в умелых и опытных руках. Искусство вращения перекидных четок оттачивается годами, и мастерство в этом деле часто неопровержимо свидетельствует о четкости и ровности пацана, его хладнокровии и собранности, авторитетности и уверенности в себе.

Уронить четки — значит окарать, повести себя «как лох». В суеверном пацанском мире такое обстоятельство может также трактоваться как потеря удачи, «фарта». Чтобы всем ровным пацанам фартило, иногда на районе даже мусорные баки расставляют змейкой.


Как крутить четки-болтухи

Перечислим самые известные способы вращения «болтух».

Первый способ крайне прост: любой может освоить его всего за полчаса. Четки зажимаются между указательным и средним пальцами примерно посередине, затем нижний их конец перебрасывается наверх и прихватывается большим и указательным, и оба конца с характерным клацаньем соприкасаются. Хвост, находившийся до того наверху, уходит вниз. Со следующим махом концы вновь меняются местами — и так далее, по кругу. Движение, таким образом, совершается в одну сторону, и сопровождается мерным ритмичным клацаньем, напоминающим тиканье настенных часов:
— Клац… Клац… Клац...

Второй способ сложнее, но вполне реально обучиться ему за несколько часов. Исходная позиция та же, только четки совершают возвратно-поступательное движение. Осью вращения при этом становится не указательный, а средний палец. Сначала свободный нижний конец перебрасывается от указательного к большому, встречается там с верхним (Клац!) и уходит вниз — в промежуток между средним и безымянным (Клац!). Затем верхний конец, зажатый между средним и указательным, высвобождается и устремляется вниз, где снова встречается с противоположным концом «змейки» (Клац!), а другой конец вновь перемещается наверх (Клац!).

За один круг «туда-обратно» мы слышим четыре щелчка. Это чем-то напоминает стук колес пассажирского поезда:
—Клац-Клац… Клац-Клац...

Третий способ крайне сложен и требует месяцы и даже годы для освоения. Это высшая техника мастерства. «Змейка» последовательно оборачивается вокруг указательного, среднего и безымянного пальца так быстро, что траектория движения костяшек образует одну сплошную размытую линию, подобно лопастям пропеллера. Клацанье же раздается с интенсивностью пулеметной очереди. Предплечье при этом остается практически неподвижным: всю работу выполняют пальцы.

В более изящном варианте исполнения концевые костяшки за полный круг встречаются всего один раз — наверху, когда четки огибают указательный палец. Такой способ демонстрирует неколебимое совершенство, полную собранность и свойственен учителям и посвященным.

Мы слышим легкий и деликатный, словно плеск воды о предрассветные скалы, звук незамутненной чистоты:
— Клацццц!

Перекидные четки – это одна из разновидностей классических, отличающиеся специфической вытянутой формой. Они представляют собой плоскую ленту, на которую нанизаны небольшие прямоугольники, отделяемые друг от друга компактными шариками. Чаще всего они включают 13 таких элементов, но встречаются варианты с 8, 10 или 12 составляющими. Наиболее распространены четки с 13 частями.

Четки широко распространены в религиозных канонах ( и ), как вспомогательный атрибут для ритмичного прочтения молитвы. Они помогают с концентрацией внимания на определенном действии и также являются напоминанием о молитве, поскольку само их устройство напрямую связано со спецификой ритуальных действий. Но, так называемые, «четки-змейки» в большей мере используются в светской жизни. Они популярны у представителей криминала и мужчин, стремящихся к демонстрации власти.

В каких сферах используются перекидные четки?

Первоначальное их значение сегодня дополнилось иными функциями:

  • В узких кругах перекидные четки – это обязательный имиджевый атрибут. Умение правильно обращаться с ними свидетельствует о социальном статусе человека и определенном авторитете;
  • Значение перекидных четок сильно зависит от материала, из которого они сделаны, поэтому могут стать оригинальным сувениром для мужчины. Деревянные модели, сделанные из древесины дорогих пород, прекрасно подчеркнут индивидуальность человека;
  • Перебирание четок помогает контролировать эмоции, снимает нервное напряжение, устраняет проблемы со сном;
  • В некоторых практиках четки являются вспомогательным элементом в лечении, как духовных, так и физических недугов;
  • Регулярное перебирание мелких элементов благотворно сказывается на состоянии суставов и улучшает моторику.

« » являются негласным символом принадлежности человека к определенному социальному слою. Их цвет, форма, материал и способ использования может говорить о касте, к которой относится собственник. Перекидные четки изначально изготавливались в местах лишения свободы, но особенным спросом пользуются модели ручной работы из дорогостоящих материалов – натуральной древесины северных пород, металла или камней.

Как использовать перекидные четки?

В отличие от , перекидные модели носят только в руках. Их перехватывают пальцами или вращают вокруг них. Вот пример одной из самых простых техник: четки зажимаются между средним и указательным пальцем по центру, затем нижний их конец перекидывается наверх, и зажимается большим и указательным пальцем. Хвост, находящийся вверху, теперь падает вниз. И так все по кругу. Мастерство обращения с четками-болтухами оттачивается годами.

Четки-болтухи – особенный аксессуар в блатном мире
необычайно разнообразны по форме, цвету, назначению. Особенно популярны змеевидные варианты, например четки-болтухи, которые можно крутить вокруг пальцев. Такой аксессуар широко распространен в блатном мире и является особенным атрибутом крутых парней. Четки-болтухи различаются внешним видом и манерой вращения на пальце. «Змейка», в форме ленты, не так просто раскручивается, для успешного обращения с ней необходима тренировка. Другое название ленточных четок – армянские, поскольку они широко распространены в среде грузин, армян и других выходцев с Закавказья.


Как изготавливают зоновские четки?
Если в промышленности четки-болтухи изготавливают из дерева, металла, пластмассы, то на зоне такой аксессуар делают из подручных материалов. Зоновские четки ручной работы имеют большую ценность, они являются эксклюзивным и желанным приобретением. Считается, что этот атрибут наделен особой силой, духом единения. При этом он добавляет уверенности ее владельцу, помогает завоевать авторитет.
Чаще всего для создания четок используют хлебный мякиш грубых сортов. Сначало он тщательно и долго разминается в руках до тех пор, пока не получается единая масса, похожая на пластилин. После этого добавляется естественный краситель, например зеленка или акварель. Из полученного материала формируют бусины разнообразных форм, нанизывают их на нить и сушат в течение четырех дней. Готовые "болтухи" невероятно прочны и прослужат не один год.

Другим материалом, для изготовления змейки являются расплавленные стержни из под ручек, пластиковые зажигалки, оргстекло. После плавки полученную массу скатывают в шарики и нанизывают на нить. Такие четки-болтухи имеют менее привлекательный внешний вид, нежели хлебные варианты. Однако и пластиковые змейки широко распространены в блатной среде, являясь обязательным атрибутом гопника.
Количество бусин-пластин в перекидных четках варьируется, их может быть девять, десять или тринадцать. Особенно распространены змейки с тринадцатью элементами, символизирующие погашение чертовой дюжины.


Использование перекидных четок
Авторитет каждого в узких кругах блатного мира в некоторой мере зависит от умения раскручивать четки-болтухи. Вращение на пальце – не просто забава, это особое искусство, требующее усиленных тренировок в течении нескольких лет. Умелое обращение демонстрирует собранность, уверенность и хладнокровность, добавляя авторитетности владельцу. Недопустимо ронять четки, это оскорбительно для себя, а также символизирует потерю удачи на долгое время.


Как вращать четки-болтухи?
Вращать перекидные четки непросто, но есть способы, которые помогут освоить эту технику всего за несколько часов.
Чётки зажать между средним и указательным пальцами посередине, после этого их нижний конец перебросить наверх и прихватить указательным и большим пальцем. При этом оба конца соприкоснутся с клацаньем. И так далее по кругу
Та же исходная позиция. Осью вращения становится средний палец. Нужно перебросить свободный нижний конец от указательного пальца к большому, где он встретится с верхним и уйдет вниз - в свободный промежуток между безымянным и средним пальцами. После верхний конец, зажатый между указательным и средним, освобождается и падает вниз, где встречается с концом "змейки" а другим концом перемещается наверх.
Существуют и другие способы вращения четок-болтух, однако они необычайно сложны в освоении и требуют особенного мастерства.